Вчера руководитель администрации президента России Сергей Нарышкин провел очередное заседание комиссии по противодействию фальсификации истории. В течение двух часов ее участники - политики, видные отечественные историки и руководители крупных российских СМИ - обсуждали, как важнейшие события отечественной истории должны отражаться в СМИ, кинематографе, литературе и искусстве.
Напомним, что эта комиссия была создана президентом Дмитрием Медведевым 15 мая 2009 года. Ее основной задачей стали обобщение и анализ информации о фальсификации исторических фактов и событий, направленных на умаление международного престижа России. А затем, естественно, адекватное реагирование на фальсификацию и нейтрализация ее возможных последствий.
На вчерашнем мероприятии Сергей Нарышкин заявил о необходимости повысить роль информационных технологий в историко-культурном просвещении россиян и поднять качество научного рецензирования художественных произведений на историческую тему. "Едва ли мы можем назвать ситуацию с освещением истории в отечественном кинематографе, медиапространстве, художественных произведениях достаточной и абсолютно благополучной", - обрисовал проблему руководитель президентской администрации.
По его мнению, многое в этой сфере происходит в угоду авторской концепции, когда одни исторические факты незаслуженно замалчиваются, а другие, наоборот, выпячиваются. И то в лучшем случае, поскольку чаще всего история искажается напрямую. Поэтому Нарышкин счел необходимым напомнить, что "грань между свободой творчества и умышленным искажением событий очень тонка".
Балансировать на этой грани можно только в том случае, если удастся найти новые подходы к историко-культурному просвещению россиян, к чему активно призывал Сергей Нарышкин. "Прежде всего важно повысить роль информационных технологий в этой сфере. Они значительно ускоряют поиск необходимой исторической информации, делают ее более широкой и доступной, дают возможность сопоставить разные точки зрения", - пояснил он.
Далее глава администрации президента отметил, что нужно повысить качество научного и исторического рецензирования, которое должно осуществляться признанными научными центрами и известными учеными. "Пора отойти от той порочной практики привлечения в качестве консультантов людей, которые или в силу своей профессиональной непригодности, или сознательно искажают историю под предлогом авторской версии", - считает Нарышкин. Особенно если эти горе-консультанты, как он их назвал, даже не имеют соответствующего исторического образования.
Наконец, Сергей Нарышкин предложил более активно применять методику исторического моделирования, которая "позволяет максимально объективно и всесторонне реконструировать исторические факты и оценивать их". А затем он прошелся по конкретике, напомнив о том, что Дмитрий Медведев по итогам состоявшейся в июле встречи с историками во Владимире поручил министерству образования и науки совместно с Российской академией наук подготовить предложения о создании Российского исторического общества.
Методы, с помощью которых эксперты могли бы эффективно противостоять фальсификации истории, энергично предлагал депутат Госдумы Владимир Мединский. "Необходимо создание единого интернет-портала по истории России. У нас сотни достойных интернет-ресурсов, посвященных отечественной истории, просто надо создать из них систему. Не нужно изобретать велосипед и заново писать уже написанные исторические статьи - это нелепость", - заявил он. Особенно результативной эта работа, по его мнению, станет в том случае, если привлечь к ней региональных специалистов.
Кроме того, Мединский заявил о необходимости продумать, каким образом ученые должны рецензировать исторические фильмы, которые выходят на широкий экран, особенно те, что получают господдержку. "То, что у нас выходит на большой экран, зачастую, мягко говоря, является лженаучной фантастикой. Рецензирование - это не цензура, а ученая экспертиза, которая подскажет сценаристам, что такое хорошо, что такое плохо, а чего не могло быть в принципе", - пояснил парламентарий.
Еще одной ключевой темой обсуждения стали школьные учебники по истории. Эксперты комиссии недовольны тем, что для каждого школьного возраста существует от 30 до 200 учебников. "Для каждого школьного возраста должен быть единый учебник по истории, дающий единое представление о том, кто такие Александр Невский, Дмитрий Донской, Михаил Кутузов. Нельзя в голове пятиклассника порождать плюрализм", - убежден Владимир Мединский.
О том, что будущий год наполнен огромным количеством важнейших исторических событий, как то: 1150-летие с начала российской государственности, юбилеи, связанные с Отечественной войной 1812 года и освободительным походом Минина и Пожарского, а также юбилеи Ломоносова и Столыпина - напомнил ректор Московского государственного института международных отношений Анатолий Торкунов. "Очень важно использовать эти события для того, чтобы побудить молодежь изучать собственную историю и хорошо ее знать", - полагает он.