Сегодня в Екатеринбурге завершается первый Уральский инновационный форум.
Более пятисот руководителей инновационных предприятий Свердловской области, России и стран СНГ, инвесторов и предпринимателей обменялись опытом в сфере поддержки инновационной деятельности, обсудили, как решать проблемы, препятствующие внедрению инноваций. Наиболее зрелищной частью форума стала выставка продукции действующих инновационных компаний.
Крупное событие в экономической жизни региона проходит вслед за двумя масштабными международными, где в одном случае область выступила экспонентом, в другом - главным организатором. Напомним, что на инвестиционном форуме "Сочи-2011" Свердловская область представила стенд, рассказывающий о подготовке региона к участию в конкурсе на право проведения Всемирной выставки ЭКСПО-2020. А по итогам выставки вооружений в Нижем Тагиле было принято решение о том, что она станет ведущей отечественной площадкой по демонстрации военной техники наземного применения.
Идея принять ЭКСПО-2020 в Екатеринбурге и повышение статуса уже традиционной для региона выставки вооружений существенно укрепляют позиции Среднего Урала в проведении крупных международных промышленных и научных форумов.
Какова логика развития выставочной деятельности в Свердловской области? На какой эффект рассчитывает региональная власть, вкладывая бюджетные средства в проведение промышленных выставок и форумов? Об этом корреспондент "РГ" говорит с губернатором региона Александром Мишариным.
Российская газета: Александр Сергеевич, Свердловская область очень активна в выставочной деятельности: выставка вооружений в Нижнем Тагиле, "Иннопром", теперь - ЭКСПО-2020. Недавно вы обмолвились о желании провести российскую энергетическую выставку. Чем это объясняется?
Александр Мишарин: Наша область экспортно-ориентированная: внутреннее потребление гораздо меньше, чем производство. Поэтому наша промышленность без экспорта не выживет. С другой стороны, любому региону нужны инвестиции, а они не возможны без работы на повышение узнаваемости региона, без формирования делового имиджа и раскрытия своих возможностей. Выставочная деятельность максимально органично решает и ту, и другую задачи. Так что здесь все очень просто.
Понятно, что и сама выставочная деятельность должна быть органична региону, его потенциалу и специализациям. Согласитесь, было бы странно развивать на Урале выставки и форумы, посвященные легкой промышленности. Все-таки наш край - это оборонно-промышленный комплекс: в "оборонке" у нас занято более ста тысяч работающих, на ее долю приходится примерно пятая часть объема промышленного производства. Но наша область также и крупный научно-образовательный центр - у нас 32 вуза, отделение РАН, огромное количество научно-исследовательских институтов. Поэтому мы и делаем ставку на выставку вооружений и на "Иннопром" - на промышленные и инновационные форумы.
РГ: Ставки оправдываются?
Мишарин: Безусловно. В 2009 году у нашего ВПК было чуть больше ста миллиардов рублей объема промышленного производства. В этом году выйдем почти на двести миллиардов. За счет чего это все происходит? Чтобы военно-промышленный комплекс развивался, нужен, во-первых, государственный заказ - он сохраняется. А во-вторых, нужно продавать технику за рубеж, нужно быть конкурентоспособным. При этом для себя вооружение должно быть лучше, чем на продажу. Однако и техника на экспорт должна, безусловно, отвечать стандартам и условиям рынка.
Выставка, а особенно наша, - это возможность демонстрации продукции в реальных условиях. Именно благодаря демонстрации систем управления и наведения сегодня большую часть заказов, связанных с системами управления всего что летает, движется, сосредоточили на НПО "Автоматика". Принято решение о создании оптического холдинга в стране. Базовым предприятием стал Уральский оптико-механический завод. И это тоже произошло благодаря демонстрации систем наблюдения на выставках: очень важно не только произвести, но и доказать, что ваша продукция лучше, что она отражает потребности и может успешно использоваться.
Так что очень важно, что мы не только сохранили традицию проведения выставки (она, напомню, проходит с 1999 года), но еще развиваем, усиливаем ее. В рамках "Рашенэкспоармс" уже проводятся форумы, семинары, причем с приглашением иностранных специалистов, что тоже очень важно - иметь возможность обсудить тенденции развития техники с коллегами, просто сравнить технику одну с другой.
РГ: Что приносит выставка вооружений предприятиям ВПК и региону, в общем понятно. А какой человеческий, что ли, аспект выставки кажется вам наиболее важным?
Мишарин: Нам нужно привлекать на промышленные предприятия молодежь, нужно привлекать ребят идти учиться в технические вузы, техникумы, получать технические специальности. В этом плане любая техническая выставка может и должна работать не только на специалистов, но и на обычного человека, интересующегося техникой, и прежде всего, конечно, на детей и молодежь. Если вы следите за тем, как мы организуем и проводим выставки, то, наверное, заметили, что все больше внимания уделяем программам для детей. Специальные детские дни на выставке мы впервые попробовали провести во время первого "Иннопрома". Тогда я сказал журналистам: это будут самые интересные и удачные дни. Так и оказалось.
В этом году билеты на выставку вооружений были проданы заранее. Мы сделали все возможное, чтобы как можно больше жителей области смогли посмотреть экспозицию, но у ребят особых проблем не было: мы доставляли их туда централизованно. Применительно к "Иннопрому" мы реализуем еще одну идею - создание постоянно действующей экспозиции "Мастерские "Иннопрома". Это выставка для детей, где сложные законы физики показывают простыми средствами, визуализацией. Это некий парк развлечений, но таких развлечений, в основе которых технические и технологические новинки.
Надеюсь, нам удастся разбудить у ребят интерес к техническим новинкам и творчеству, к техническим специальностям. Этому, кстати, послужит и проект "Славим человека труда": мы хотим добиться, чтобы рабочие профессии были популярны у молодежи, чтобы на заводах и во внедренческих фирмах проходили конкурсы профессионального мастерства, чтобы возродился институт наставничества.
РГ: О деньгах на выставочную деятельность... Насколько я помню, в этом году в организацию и проведение выставки вооружений регион вложил 115 миллионов рублей. Впрямую траты на выставочную деятельность возвращаются?
Мишарин: Выставки - это один из способов демонстрации возможностей промышленности региона, это прежде всего очень важное имиджевое событие. Но оно, тем не менее, окупается - через подписанные участниками контракты. Причем чаще всего контракты подписываются отнюдь не на самих выставках, а значительно позже, но все-таки благодаря выставкам: вложения в демонстрацию своих возможностей, конкурентной продукции не бывают бесполезными.
А вообще не забывайте, что в большинстве случаев, как в данном, выставка - это классический проект государственно-частного партнерства. Все-таки основной объем финансирования в выставку вооружений произвел Уралвагонзавод - более 70 процентов затрат. И это не разовые, а долговременные затраты: трибуны, инфраструктура, демонстрационное поле - это все будет работать и на выставку, и, не будем забывать, это же еще и испытательный полигон. Во многом благодаря тому, что предприятие производит такие вложения, оно сумело включить свой военный конвейер. Он сегодня работает и обеспечен на УВЗ заказами на три года вперед. Тут одно другое цепляет.
РГ: У вас есть внутренняя уверенность, что ЭКСПО-2020 пройдет в России?
Мишарин: Уверенность - это не нечто данное свыше. Она появляется тогда, когда ты ставишь перед собой цель и стремишься ее достичь. Я надеюсь, что мы выиграем в конкурсе и проведем в 2020 году Всемирную выставку: нам важно развиваться и получить в наследие от ЭКСПО-2020 совершенно иной Екатеринбург - с новым уровнем и качеством жизни для горожан.
Вы только представьте: сама выставка продолжается полгода, ее посещают 30-40 миллионов человек - по 200-250 тысяч в сутки! Их нужно привезти, накормить, напоить, развлечь, спать уложить, снова разбудить и развезти по домам... Это станет заботой и работой для предприятий малого и среднего бизнеса, для огромного количества людей, работающих в сфере транспорта, гостеприимства, общественного питания, в учреждениях культуры. Один рубль, вложенный в выставку, обернется пятью рублями отдачи... Есть за что биться?
РГ: Есть.
Мишарин: Понятно, что невозможно что-то сделать из ничего. Поэтому в следующем году, когда будем бороться за выставку, мы должны провести несколько различных международных мероприятий, которые бы повысили узнаваемость Екатеринбурга в мире, продемонстрировали его как возможную площадку для проведения ЭКСПО-2020. В заявочный комитет входит 157 государств - и каждый голос будет важен.
Чтобы достичь нужной нам узнаваемости, известности, Екатеринбург должен проводить в год 4-5 федеральных и международных выставок и десятка два региональных и местных. Сегодня мы ведем переговоры с министерством энергетики страны о том, чтобы главная отечественная энергетическая выставка прошла в нашем "Экспоцентре". Мы получили предварительное согласие от министра транспорта страны на перенос в 2012 году традиционной Транспортной недели из Москвы на Средний Урал - будем заявляться на проведение этой выставки.
Нам надо проводить и крупные музыкальные фестивали, аналогичные евразийскому фестивалю, который проходит сейчас в нашей филармонии; концерты групп мирового уровня, поддерживать спорт высоких достижений... В борьбе за ЭКСПО-2020 все будет важно.
Если оргкомитет выберет местом проведения выставки именно столицу Среднего Урала, Екатеринбург вплоть до 2020 года превратится в огромную стройку. Придется ускоренными темпами строить метро, транспортные развязки, модернизировать наземный общественный транспорт. Должны будут появиться новые гостиницы, предприятия общественного питания, другие объекты социальной инфраструктуры. Это потребует огромных вложений, но результат того стоит: мы преобразим Екатеринбург, это будет по всем меркам европейский город. Жить и работать в таком городе станет значительно комфортней, чем сегодня.
Ну а сама выставка, уверен, будет для жителей области незабываемым событием.