В Европе вот уже несколько лет существует должность главы внешнеполитического ведомства.
Ее занимает баронесса Кэтрин Эштон. Набраны сотрудники министерства иностранных дел Европы. Но отсутствует то, ради чего создавался новый МИД - эффективная политика, направленная в том числе на предотвращение конфликтов в Старом Свете.
Вот уже несколько дней на границе между Косово и Сербией происходят ожесточенные столкновения вокруг контрольно-пропускных пунктов. Но вместо Кэтрин Эштон, отвечающей за внешнюю политику Евросоюза, урегулировать разгоревшийся конфликт, в котором принимают активное участие косовские сербы, местные албанцы и миротворцы KFOR, приехал генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен. Видимо, в руководстве единой Европы не без оснований решили, что военные окажутся лучшими дипломатами, чем те, кому по статусу положено улаживать такого рода инциденты.
Причиной обострения ситуации стала попытка полицейского спецназа Косово захватить таможенные пункты, чтобы помешать провозу в непризнанную республику сербских товаров. В ответ косовские сербы построили баррикады. После нескольких ожесточенных столкновений представители Сербии и KFOR, казалось бы, договорились о правилах пересечения границы. Однако власти Косово соглашение не подписали, спровоцировав дальнейшую эскалацию насилия. Даже генсек альянса, которого трудно заподозрить в симпатиях к Белграду, предупредил Косово, что решение о запрете на провоз через границу товаров из Сербии, принятое преимущественно албанским по этническому составу правительством наносит ущерб миру и стабильности.
Но стоило главе Cевероатлантического блока покинуть регион, как солдаты KFOR занялись сносом сербских баррикад. Вызвав тем самым новые беспорядки. Косовские сербы закидали военных камнями. Те открыли огонь. Представители KFOR утверждают, что солдаты использовали резиновые пули. Однако в госпиталь города Митровицы поступило около 20 раненых с огнестрельными ранениями.
Где находилась "первый дипломат" Европы, когда всем сторонам конфликта как никогда требовался беспристрастный посредник? Вдалеке от событий, в своем офисе в Брюсселе, Очевидно, что европейское дипломатическое ведомство не обладает ни политической волей, ни полномочиями для предотвращения такого рода ситуаций. А глава МИДа Европы вместо реальной дипломатии довольствуется ролью спикера ЕС по вопросам внешней политики.
Столь же незаметным выглядит участие высокопоставленной чиновницы в разгорающемся конфликте между одним из государств Евросоюза - Кипром и Турцией вокруг газовых месторождений. На днях Анкара направила исследовательский корабль в сопровождении военных судов в территориальные воды Кипра. Но эти откровенно враждебные действия турецких властей в отношении члена Европейского союза не получили никакой оценки из Брюсселя. Баронесса Эштон в очередной раз набрала в рот средиземноморской воды, словно, стараясь, чтобы противоборствующие стороны вообще забыли о ее существовании.
Когда на основании Лиссабонского договора в единой Европе создавали пост главы дипломатического ведомства, среди экспертов было немало скептиков. Они утверждали, что этот шаг ослабит внешнеполитическое влияние Старого Света. На их предсказания тогда никто в Брюсселе не обратил внимания. Но они сбылись. Руководитель европейской дипломатии оказалась сугубо "декоративной фигурой". Она не желает или не может принимать полноценное участие в урегулировании конфликтов ни на Балканах, ни вокруг Кипра. Так что, похоже, генсеку НАТО Фогу Расмуссену вновь придется брать инициативу в свои руки и выезжать в миротворческую командировку - на этот раз в Турцию. А баронесса Кэтрин Эштон опять останется дома.