Муниципальная операция с безобидной формулировкой "оптимизация пассажиропотоков" вызвала взрыв негодования жителей областного центра. Многим пришлось штурмовать автобус или маршрутку - для Тюмени картина диковинная.
Середина сентября ознаменовалась для города очередным - по выражению острословов, "сокрушительным" - этапом транспортной реформы. Профильный департамент мэрии провел на кардинально новых и предельно жестких условиях конкурс среди перевозчиков. В итоге около 80 больших автобусов и еще больше малых теперь не востребованы. Они, по расчетам экономистов, лишние. Изменено расписание движения, часть автобусов переброшена на более прибыльные маршруты. Новации, как объявлено, внедрены "в целях повышения качества и доступности транспортных услуг".
В часы пик пассажиры простаивали на остановках по часу, чего раньше и представить себе не могли. На местных интернет-форумах за 10 дней появилось около двух тысяч откликов - ни одна тема раньше не привлекала такого внимания. Блогеры предложили чиновникам пересесть с персональных авто в общественный транспорт, чтобы на себе испытать все прелести оптимизации.
Оставшиеся не у дел предприниматели и водители периодически пикетируют здание горадминистрации. Одно из требований - пересмотр итогов конкурса, в котором, как убеждены члены НП "Союз частных перевозчиков", не все фирмы победили честно. Жалобы отправлены силовым и надзорным структурам, в органы власти.
О пересмотре итогов конкурса не может быть и речи, подчеркивают руководители муниципалитета. Проблемы они связывают с рядом "совпавших по времени субъективных и объективных обстоятельств". Подвели скверная погода, отключенные светофоры, заторы, а также отдельные перевозчики-саботажники.
Не добившись встречи с директором профильного департамента администрации Тюмени Дмитрием Войновым, транспортники потребовали было его отставки (не впервые, кстати), как вдруг с изумлением узнали: Войнов в отпуске, департамент упразднен - сформирован новый, с родственными функциями и другим начальником. Сити-менеджер Тюмени Александр Моор хотя и отчитал подчиненных за недостаточную продуманность реформы, не стал уходить от личной ответственности за происходящее, даже завел блог для приема жалоб и предложений пассажиров.
Сегодня в общей сложности около 70 служащих регулируют пассажиропотоки, что называется, в ручном режиме: многих командировали прямо на остановки. Вернули на некоторые маршруты автобусы, на других заметно увеличили их количество, водителей принудили соблюдать расписание. Правительство области, куда обратились перевозчики, образовало совместную рабочую группу для урегулирования конфликта.
Ситуация стала менее острой, и все же расслабляться пассажирам не стоит: директор муниципального управления "Тюменьгортранс" Андрей Чистяков заявил, что базовый принцип реформы - автобусы должны быть заполнены, пробеги полупустых машин недопустимы.
Чтобы понять логику происходящего, стоит оглянуться назад. О необходимости преобразований чиновники объявляли неоднократно, впервые - восемь лет назад. Приводили не лишенные оснований аргументы. Во-первых, маршрутная сеть не продумана - где густо, где пусто. Во-вторых, водители частных автобусов недисциплинированны: в некоторые микрорайоны после 21 часа добраться можно только на такси. Однако первыми под удар попали... троллейбусы, как раз отличавшиеся четкостью движения. "Рогатых" официально обвинили в создании уличных пробок и ликвидировали в 2009 году, несмотря на протесты экологов.
В прошлом году администрация города в очередной раз объявила о грядущих переменах. Касались они в основном мелких предпринимателей - владельцев вместительных автобусов европейской сборки, ранее эксплуатировавшихся за рубежом. Основной пассажиропоток приходился именно на такой транспорт, между тем два муниципальных автопредприятия выполняли "черную работу" на низкодоходных маршрутах. ПАТП вечно были убыточными, остались таковыми и после обновления парка (крупную партию отечественных автобусов закупила область), и после акционирования. Напротив, частники как-то ухитряются работать с прибылью - при равной стоимости билета и обслуживании льготников.
В 2010 году муниципалитет задумал вывести экономику перевозчиков из тени путем отмены оплаты проезда наличными, запустив в оборот единую транспортную карту. И наконец, на нынешнем этапе реформы отсеяна через конкурсный отбор часть "независимых" машин.
Владельцы мелких автотранспортных фирм в будущее смотрят с пессимизмом. Их обязали отрабатывать определенный срок на убыточных "социальных" маршрутах и 3-4 дня в месяц выдерживать машины в резерве. К июлю 2012 года машины старше шести лет должны быть заменены современными, более экологичными. По сути, все эксплуатируемые ныне частные автобусы попадают под этот запрет.
Форсируется также замена "Газелей" на микроавтобусы со "стоячими" местами. На днях глава Тюмени сказал, что город закупает для маршруток GPS-навигаторы и валидаторы - устройства для считывания пластиковых карт. Пока льготников возят бесплатно и безвозмездно - по предъявлению документа, чем вовсю пользуются безбилетники.
- Большинство предпринимателей, боюсь, уйдут из бизнеса: у них нет достаточного капитала для приобретения нового транспорта, - предполагает исполнительный директор НП "Союз частных перевозчиков" Александр Костырев. - Выживет преимущественно крупный бизнес. Выручить частников может лишь господдержка - в виде компенсации доли процентной ставки, отсрочки по лизинговым платежам. Между прочим, среди оставшихся без работы предпринимателей есть те, кто влез в долги и закупил новые машины. Оказалось, напрасно.
- Чем меньше доступность общественного транспорта, тем больше людей пользуются личными авто, а значит, растут заторы, загрязнение воздуха, траты на дорожную инфраструктуру. В Европе, напротив, владельцев частных автомобилей, вводя для них отдельные ограничения, вынуждают чаще пользоваться общественным транспортом. Практически везде он дотируется - до 60-70 процентов затрат, - говорит кандидат технических наук Борис Елькин.
Совет инициативных групп и граждан Тюмени полагает, что простых горожан сделали заложниками реформы. В специальном заявлении совет настаивает на проведении общественных слушаний, публичном обсуждении проблемы с участием специалистов, депутатов, перевозчиков.