Депутаты Кемеровского областного парламента собираются разработать законопроект, который бы разрешал врачам "Скорой помощи" в Кузбассе ношение оружия в целях самозащиты.
Одновременно о мерах по безопасности врачей "Скорой помощи" задумались и в администрации региона. А поводом активно заняться защитой работников "Скорой" стал случай, произошедший накануне в Кемерове.
Бригада медиков возвращалась с вызова, когда на улице Мариинской в Рудничном районе областного центра машину остановил мужчина с ребенком. Но когда фельдшер покинул авто, рядом с ним возник уже совсем другой незнакомец. Достав из-за пазухи пневматический пистолет, он в грубой форме потребовал, чтобы медики немедленно уезжали прочь.
Доктор спорить с агрессивным гражданином не стал. Но, когда садился в машину, неизвестный с размаху ударил его рукояткой пистолета по лицу. А затем начал бить стекла "скорой", отъезжающей с места происшествия.
Добравшись до станции, врачи позвонили в полицию. А пострадавший фельдшер с рваными ранами лица был доставлен в больницу.
Преступника - 40-летнего кемеровчанина, ранее судимого за кражу, - задержали спустя несколько часов.
По словам представителя пресс-службы управления МВД России по городу Кемерово Оксаны Душковой, сделать это помогли отпечатки пальцев на рукоятке оружия, которое в пылу ярости выронил злоумышленник. Он пытался скрыться от полицейских вместе со своим знакомым на иномарке. В процессе погони машина на полной скорости свалилась в кювет. Уже в отделении полиции преступник, признанный совершенно трезвым и вменяемым, не стал отрицать собственной вины. Свою дикую выходку он объяснил тем, что ненавидит всех врачей.
В Кузбассе этот случай нападения на работников "Скорой помощи" не первый. Был, например, пару лет назад такой случай: бригада выехала по вызову в общежитие в том же самом Рудничном районе. Помощь требовалась наркоману, получившему передозировку. Благодаря грамотным действиям медиков он остался жив. Уже на выходе из общежития на 32-летнего фельдшера напали с ножом. Доктора, раненного в живот, к счастью, удалось спасти.
А еще раньше бригаде медиков из Ленинска-Кузнецкого пришлось убегать от пациента с "жуткой головной болью" (так он "отрекомендовался", набрав "03"), а после пить успокоительные. Прямо с порога разгоряченный алкоголем "клиент" предложил фельдшеру 300 рублей за то, чтобы его молодая коллега осталась оказывать помощь одна. Когда доктор заслонил собой даму, хозяин квартиры потянулся за кобурой...
Так стоит ли выдавать людям в белых халатах оружие для того, чтобы они могли себя защитить?
- Мне кажется, это небезопасно для самих медиков, - считает главный врач клинической станции "Скорой помощи" Кемерова Эдуард Землянухин. - Представьте, девчонки-фельдшеры (а у нас большинство работников - женщины) ездят по вызовам ночью, ходят по темным подъездам... А их там уже встречают желающие завладеть оружием. Есть такая опасность. Ведь убивают же сотрудников полиции с этой целью. Потому не знаю, успеют ли наши работники применить пистолет, если что. И это же еще и психологически очень сложный момент: стрелять или не стрелять в данном конкретном случае. Думаю, что с оружием в сегодняшней ситуации станет еще больше проблем.
А если не выдавать пистолеты, как тогда можно обезопасить врачей от посягательств разных "отморозков"? Эдуард Землянухин напомнил, что не стоит забывать про элементарные меры предосторожности. Во-первых, никто из сотрудников медицинской бригады не должен входить в тот же подъезд поодиночке, а во-вторых, не стоит ввязываться в драки, как это нередко случается.
- Мы - врачи, наше дело лечить, а не ловить хулиганов, - сказал Землянухин. - И когда сообщают, что доктора наградили медалью за то, что он обезвредил опасного преступника, в то время как рядом не оказалось работников правоохранительных органов, у меня всегда возникает двоякое чувство. Считаю, все-таки каждый должен делать свое дело: полиция - заниматься безопасностью граждан, а врачи - оказывать медицинскую помощь. Проблема не в защите именно врачей, а в состоянии общества. Станет наше общество лучше - и случаев нападения на людей (не только на медиков) будет меньше.
В свою очередь пожелавший остаться неизвестным работник полиции заявил корреспонденту "РГ" следующее: "Выдавать людям оружие по признаку какой-либо социальной принадлежности - это, по-моему, неправильно. Сегодня будут фельдшеры с оружием, завтра - почтальоны... Ну давайте раздадим пистолеты всем! Что получится?..
Все машины "скорой помощи" в Париже и в ряде окружающих его районов оснащены аппаратурой, которая позволяет отслеживать передвижение автомобилей в реальном времени и, если потребуется, им могут оперативно прийти на помощь. Более того, кареты "скорой помощи" на вызовы в некоторые неблагополучные кварталы, к примеру, в департаменте Сен-Сен-Дени, нередко сопровождают полицейские наряды. Дело в том, что уже было немало случаев, когда медики подвергались нападениям хулиганов и наркоторговцев, которые считают эти кварталы своей вотчиной и не пускают туда "чужаков". Причем число инцидентов, жертвами которых становятся врачи, с каждым годом увеличивается.
В стамбульском отделении "Скорой помощи" вопрос "РГ" об обеспечении бригады пистолетом или полицейской машиной сопровождения для обеспечения безопасности вызвал искреннее удивление у дежурившей бригады. Врачи в Турции пользуются огромным авторитетом и уважением.
По словам водителя машины "скорой помощи" Бюлента, даже в наиболее неспокойных, криминогенных районах Стамбула нападение на врача "скорой" исключено. Примечательно, что единственным ужесточением мер безопасности за последнее время стал запрет на сопровождение больного родными в машине "скорой". Случалось, что многочисленные и эмоциональные родственники, заполняющие машину "под завязку", попросту мешали врачам работать, что не раз приводило к печальному исходу. Стоит отметить, что в Турции практически на каждой крупной трассе существует обязательная полоса для следования спецмашин, в том числе и карет "скорой помощи". В час пробок турецкие водители мгновенно перестраиваются, увидев сзади огни спешащей на помощь больному машины.
Подготовили Вячеслав Прокофьев (Париж), Василий Махровский (Стамбул).
- Как вы относитесь к тому, чтобы вооружить врачей "скорой помощи"?
Надежда Казонен, врио старшего фельдшера отделения "скорой помощи" Кировского района, Санкт- Петербург:
- Ой, не надо оружия! Это может только усложнить ситуацию. Хулиганы начнут, например, охотиться за врачами "скорой", чтобы отобрать у них оружие. К тому же, для получения разрешения на его ношение медикам придется регулярно проходить всевозможные комиссии. Эти хлопоты отнимут время, которое могло бы быть использовано для помощи больным… Я 15 лет работаю на "скорой". Ситуации бывали разные - и с пациентами, и с теми, кто от их имени вызывал нас. Находили общий язык. Задача медиков ведь состоит и в умении снять агрессивность, психологическое напряжение у людей. Года четыре назад бригадам нашего районного отделения были выданы так называемые "тревожные кнопки". Очень удобные в использовании, они позволяли в случае крайней необходимости одним нажатием пальца передать сигнал о ЧП на пульт дежурного в отделении милиции. Пользовались мы ими не больше года. Потом обслуживание "кнопок" закончилось. Вот его стоило бы возобновить. Это, я считаю, то, что надо бригаде "скорой"!
Денис Волынкин, заведующий оперативным отделом станции городской скорой медицинской помощи, Новосибирск:
- Врачи скорой помощи подвергаются постоянной опасности - это действительно так. И если на тебя идет пьяная мразь с ножом, то надо защищаться. Поэтому среди врачей скорой помощи и сейчас есть люди, которые имеют травматическое оружие и имеют право его применить в целях самообороны. Но, с другой стороны, врачи - такие же граждане, как и все остальные. И каждый гражданин решает сам, сможет ли он воспользоваться оружием в критической ситуации, сможет ли он применить его так, чтобы не пострадали невинные люди, которые могут находиться рядом, или не сможет. Тот, кто чувствует в себе такую уверенность, тот пользуется оружием - это право предоставлено законом. Тот, кто не чувствует - не пользуется. Поэтому если речь идет о том, чтобы централизованно вооружать всех работников скорой помощи и вменять им в обязанность ходить с пистолетами к пациентам, то я категорически против. В неумелых руках оружие будет не во благо, а во вред.
Надежда Пивненко, главный врач ЦГБ г. Батайска, Ростовская область:
- Я плохо отношусь к любому виду оружия, огнестрельное оно или травматическое. И однозначно врач не должен брать в руки оружие - это две несовместимые вещи. У нас случаи нападения на врачей - сплошь и рядом, в городе живет цыганский табор, там постоянно происходят драки. Лет шесть назад нападение было даже в стенах больницы - в хирургическом отделении посетитель выстрелил из ружья в больного. Но при любых обстоятельствах врач не должен отвечать выстрелом на выстрел. Он должен быть, прежде всего, психологом, должен предвидеть конфликтную ситуацию и уметь справляться с любым больным, уговорить, успокоить его.
Кроме того, мы работаем в тесном тандеме с полицией и МЧС, находимся на одной линии связи. Полиция прибывает на наши сигналы в считанные минуты, и уже в ее задачи входит применение оружия в случае надобности.
Виктор Ермошин, заместитель главврача Скорой помощи, Екатеринбург:
- Я категорически против, это совсем неправильно и даже смешно. Вооружены для защиты граждан (в том числе, и врачей "скорой помощи") должны быть совсем другие - специально обученные люди. Я понимаю необходимость газовых баллончиков или ультразвуковых отпугивателей для защиты от собак, но вооружаться более серьезно - выдавать пистолеты нашим бригадам, считаю лишним. Потому что, как говорят, ружье, висящее на стенке, обязательно стреляет в последнем акте, - а у нас человеческий фактор никто не отменял.
Подготовили: Лариса Ионова (Ростов-на-Дону), Нина Рузанова (Новосибирск), Людмила Безрукова (Санкт-Петербург), Ксения Дубичева (Екатеринбург).