С завтрашнего дня граждане и бизнес избавляются от необходимости сбора множества справок, которые нужны им для получения документов в федеральных органах власти. Если такие данные уже есть в распоряжении чиновников, они сами обменяются информацией с коллегами из других ведомств. Причем в электронном виде.
А сам список справок заметно укоротят. В России начинается запуск первого этапа одного из самых масштабных проектов последнего времени - межведомственного электронного документооборота.
Регионы подключатся к нему позднее, 1 июля 2012 года. То есть с середины следующего года всю работу по обмену между ведомствами справками возьмут на себя еще и местные власти. Кстати, именно на них и приходится выдача наиболее значительной части документов гражданам. 26 октября правительство созовет представителей регионов на специальные совещания, там будут определены персональные ответственные за введение электронного документооборота на региональном уровне и даже прописаны "дорожные карты", сообщил зампредседателя правительства и глава аппарата правительства Вячеслав Володин. И пообещал, что правительство будет стимулировать работу регионов и муниципалитетов, выявлять отстающих и лидеров. Володин уверен, что многие регионы смогут форсировать работу. Уже сейчас Волгоградская, Самарская области и Башкирия показали, что могут работать по-новому.
Но и первый этап значительно упростит жизнь граждан и предпринимателей. Ежегодно от граждан фиксируется 81 миллион обращений за госуслугами.
Если учесть, что для получения каждой услуги надо еще собрать не менее шести справок, то получится, что в среднем российские граждане в год обращаются в различные ведомства за справками 560 миллионов раз. Теперь это бремя частично возьмут на себя чиновники. А школе, например, не надо будет подавать в Рособрнадзор справки из МЧС, Казначейства, налоговой и других ведомств для получения лицензии на образовательную деятельность.
А многие фирмы-посредники, которые кормились за счет федеральных госуслуг, свернут свою деятельность. Так ликвидируются необоснованные поборы. Электронный документооборот, надеется глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина, снизит административные барьеры и уберет из системы излишние звенья.
Для системы межведомственного электронного документооборота уже провели стресс-тест, рассказал глава минкомсвязи Игорь Щеголев. Ежесуточно она сможет выдерживать не менее двух миллионов обращений.
Правда, серьезность проекта и его сложность не исключает, что возможны накладки, признает Володин. Скажем, могут возникнуть сбои в системе электронного документооборота между ведомствами. Однако даже если система зависнет, ведомства обменяются друг с другом справками с помощью курьеров. Не исключает чиновник и других сложностей. Например, граждане могут обнаружить в базе данных федеральных ведомств ошибки, опечатки в выданных документах. Но человек всегда сможет их устранить. Для этого на сайте портала госуслуг и других ресурсах федеральных ведомств будет работать "горячая линия". И гражданин всегда может позвонить и уведомить о неточностях в базах данных.
Впрочем, как отметила глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина, такие неточности, или "грязные данные" существуют и сейчас. Но до сих пор гражданин с этой проблемой оставался один на один с чиновниками. А теперь ведомства сами будут запрашивать друг у друга данные и выявлять ошибки. Гражданину не потребуется брать справки в одном ведомстве, чтобы доказать, что в базе данных другого ведомства, например, есть опечатка. При этом, например, Федеральная миграционная служба будет мастер-ведомством, то есть главным по информации, связанной с паспортными данными. Именно там сохранится основная база этих данных.
При этом сохранность сведений будет обеспечена за счет того, что вся эта информация не объединена в единую базу, она сохраняется у каждого госоргана, пояснил технические детали глава минкомсвязи Игорь Щеголев. А каналы обмена информацией между ведомствами надежно защищены. Еще одним дополнительным барьером против утечки персональных данных станет электронно-цифровая подпись - как гражданина, так и служащего.
Подписью необходимо будет подтверждать любое важное изменение в базе данных, например о сделках по недвижимости. И тогда служащие будут отвечать за эти данные. Ответственность будет вводиться внутри ведомств и за утечку информации из баз данных и за ее хищение.
Впрочем, глава минкомсвязи не стал ничего говорить о возможных хакерских атаках. А его заместитель Илья Массух рассказал, что уже сейчас есть факты проявления "смекалки" со стороны мошенников. Например, на телефоны приходят SMS с предложениями за сто рублей получить доступ к закрытой информации на портале госуслуг. Не исключено, что с 1 октября мошенники попытаются заработать на неведении российских граждан, будут предлагать им различные "консультации". В этом случае следует звонить на "горячую линию" портала госуслуг или ведомств, чтобы прояснить все возникающие вопросы. Таких звонков в начале октября будет немало, прогнозируют эксперты.
Глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин отметил, что общее количество информации, которая хранится на федеральном уровне, составляет более 20 терабайт. В том числе и информация из Единого госреестра о налогоплательщиках. Вполне возможно, что возникает ряд накладок, поскольку информация в налоговую поступает из ГИБДД и других ведомств. Но гражданам не стоит поднимать по этому поводу панику, а лучше уведомить службу.
Налоговая стремится совершенствоваться, и осенью 2012 года налогоплательщикам будет рассылаться платежка сразу на три налога: транспортный, земельный и имущественный. По словам Мишустина, в этом году будут своеобразные налоговые каникулы. Они не освободят граждан от налогов, но дадут возможность получать все платежи в единой форме, а не пять-шесть раз в год. На их уплату в следующем году гражданам предоставят 36 дней. Сами же платежки в рамках электронного документооборота будут проходить быстрее с момента оплаты, пообещал представитель Казначейства. Уже сейчас известны проблемы, когда платеж идет три-пять дней. И без его подтверждения иногда тормозится оказание госуслуг. Новый порядок моментальной оплаты позволит дисциплинировать коммерческие системы, через которые проходят деньги. Пока с 1 октября 2011 года банковские структуры будут сотрудничать с Казначейством в этой сфере по предоставлению информации о прохождении платежей добровольно. А с 1 января 2013 года такая процедура станет для них обязательной.
Кроме того, в первом чтении в Госдуме прошел еще один важный законопроект. По нему гражданин сможет обжаловать некорректно оказанную госуслугу. Например, если были затянуты сроки ее оказания. В серьезных случаях законопроект не исключает задействование прокуратуры и высокие штрафы - как для исполнителей услуги, так и их руководителей.
Регионам же еще придется поставить все точки над "i" по введению универсальной электронной карты, напоминают в минэкономразвития. Министерство намерено в ближайшее время провести совещание с регионами и по этому вопросу. Некоторые вопросы пока неясны. Например, каким образом пенсионеры будут оплачивать с помощью карточки проезд на транспорте. Размер комиссии за проведение каждой финансовой операции посредством карты будут определять банки. Государство, скорее всего, регулировать это не будет.
Справка "РГ"
По всем вопросам, возникающим в связи с работой закона, граждане могут обращаться по "горячей линии" на телефонный номер 8 (800) 100-70-10. Она работает круглосуточно. Звонки с территории России бесплатны.
Уже сейчас зарегистрированные пользователи сервиса "Личный кабинет" на портале госуслуг могут направлять заявления для получения загранпаспорта, получить информацию о штрафах ГИБДД, проверить состояние индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде.
Стать авторизованным пользователем портала и получить код для доступа на него можно не только на самом портале, но и в центрах продаж и обслуживания "Ростелекома". Это делается бесплатно при наличии паспорта, ИНН и номера страхового свидетельства Пенсионного фонда (СНИЛС).
Адрес портала в Интернете http://www.gosuslugi.ru/ru/