Турция может разорвать действующее уже 25 лет соглашение с Россией на поставку газа. Анкару не устраивает цена на топливо. С таким заявлением выступил вчера министр энергетики Турции Танер Йылдыз.
Однако "Газпром экспорт" пока не получил от турецкого партнера - компании "Боташ" - информацию о том, какова ее позиция по продлению контракта, передает информагентство ИТАР-ТАСС комментарий российской компании. Между тем именно "Боташ", а не министерство является контрактной стороной, с которой ведет переговоры "Газпром экспорт", напомнили в компании.
Опрошенные "РГ" эксперты считают, что подобные резкие и безосновательные высказывания со стороны минэнерго Турции не что иное, как политическое давление с целью сбить цену будущих контрактов. Примечательно, что оно прозвучало на фоне ведущихся проверок дочерних компаний "Газпрома" в Европе.
Напомним, что на 2010 год контрактами были запланированы поставки в Турцию 30 миллиардов кубометров российского газа - 14 миллиардов по западному коридору и 16 миллиардов по "Голубому потоку". Из-за последствий кризиса были определены минимальные объемы закупки турецкой стороной топлива, а также предусмотрено право "Боташа" сокращать отбор газа, поступающего по морскому газопроводу. До 75 процентов без санкций со стороны "Газпрома". И Турция закупила лишь 18,01 миллиарда кубометров - объем, явно не претендующий на скидку.
Заметим, что со вторника Еврокомиссия и национальные антимонопольные органы начали проведение серии внезапных инспекций "дочек" "Газпрома" в 10 странах. Но российские эксперты уверены, что и европейский, и турецкий "демарш" не имеют экономических оснований. "Неужели не понятно, что, вытеснив российский газ со своего рынка, ЕС окажется на грани стратегической и энергетической катастрофы? Однако Еврокомиссия продолжает вести юридические войны и размахивать своими "мускулами" во все стороны, в то время, как у них под носом набирает обороты финансовый кризис", - полагает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Вчера Еврокомиссия решила начать судебное разбирательство против 18 стран ЕС, не адаптировавших национальные законы к новым нормам газового рынка Европы.