Как уберечь зеленый щит столицы от короеда и других напастей? На этот вопрос ответил на "Деловом завтраке" в "РГ" руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский.
Антон Кульбачевский: От жука-короеда леса страдали и в прежние времена. Но серьезные проблемы начались в конце девяностых годов. Я был свидетелем ситуаций, когда возбуждали уголовные дела против недобросовестных лесников, специально заселявших целые зоны короедом, чтобы их можно было пустить под топор. Потом наложилось отсутствие хозяина у лесов. По моим данным, сейчас паразитами поражено от 30 до 40 процентов хвойных деревьев защитного пояса - жук-короед поражает именно их.
РГ: А какие признаки того, что дерево поражено им?
Кульбачевский: Кора отделяется, облупляется. Хвоя желтеет и опадает. Дерево хиреет и умирает. Причем, зараза распространяется очень быстро. Поэтому в советские годы, если находили короеда, вырубали поврежденные деревья и высаживали взамен новые. Сейчас есть препараты, с помощью которых деревья можно вылечить. Мы в Москве используем их, и потому в городских парках жука-короеда практически нет.
|
Видео: Сергей Минабутдинов |
РГ: Но с нового года Москве принадлежит и зеленый пояс. Вы намерены его защищать?
Кульбачевский: Обязательно! У нас для этого есть необходимые силы и средства. ГУП "Государственный природоохранный центр" одновременно с инвентаризацией обследует эти леса. Ученые выдадут рекомендации для борьбы с паразитом. На содержание пояса из бюджета Москвы выделены 2 миллиарда рублей в год. Часть их пойдет и на борьбу с короедом. Причем такую сумму мы будем получать все ближайшие пять лет - это предусмотрено проектом программы "Охрана окружающей среды" на 2012-2016 годы.
РГ: Когда же начнется борьба?
Кульбачевский: С будущего мая.
РГ: За это время короед не съест наш пояс?
Кульбачевский: К счастью, дело идет к зиме, когда жук не размножается.
РГ: Площадь лесов у Москвы увеличилась. Будут ли созданы дополнительные подразделения для ухода за ними и защиты от вредителей?
Кульбачевский: До сих пор столица владела 17 тысячами гектаров лесов, теперь добавилось 40 тысяч гектаров пояса, а впереди присоединение еще 60 тысяч гектаров лесов с вновь прирезанными землями. Заниматься всеми лесами будет специально создаваемая "Дирекция по реализации проектов в области экологии и лесопользования" со штатом 500 человек.
РГ: Антон Олегович! А что с цементным элеватором в "Печатниках"? Жители жалуются, что из-за него дышать нечем?
Кульбачевский: Материалы об административном нарушении, направленные департаментом Росприроднадзора по ЦФО, будет рассматривать в понедельник Люблинский районный суд. Думаю, что сначала предприятие приостановят на 90 суток, как предусмотрено статьей 8.21 КоАП РФ. А потом все-таки будет решен вопрос о его выводе за пределы города. Мэр Москвы Сергей Собянин считает, что таким не место в жилой застройке. Москвичи на этот элеватор жалуются уже не один год. Вокруг него сначала была километровая санитарно-защитная зона, потом ее сузили под обещание владельцев модернизировать производство. Но этого так и не было сделано. Жилые же дома тем не менее начали по соседству строиться. Люди покупали квартиры, не подозревая, что будут дышать цементной пылью, что у них будут портиться здоровье, машины и вообще все имущество под слоем цемента. Между тем рядом с элеватором находятся не только жилые дома, но и школы, детские сады... В Печатниках по этому поводу прошел даже сход граждан. Поскольку предприятие является объектом федерального экологического контроля, наш департамент обратился в природоохранную прокуратуру, Росприроднадзор и Роспотребнадзор с просьбой провести проверку и принять соответствующие меры. Жалобы подтвердились и материалы проверки департаментом Росприроднадзора были направлены в суд. Сейчас дело - за его решением.
Полный текст "Делового завтрака" с Антоном Кульбачевским читайте в одном из ближайших номеров "РГ".