За последние два месяца норвежская береговая охрана задержала в районе архипелага Шпицберген уже шесть рыболовецких судов. Формальным поводом для захвата траулера "Сапфир-2" стал сброс с российского борта в норвежскую рыболовную зону трески.
Выброс рыбы за борт запрещен норвежскими законами. "Это рядовая ситуация, такое происходит довольно часто. Пару дней назад еще один наш траулер был задержан в российских водах из-за того, что у них порвался трал", - сообщил руководитель пресс-службы мурманского регионального погрануправления ФСБ России Алексей Асташкин. Однако сами рыбаки уверяют, что ситуация в море была нерядовой. Как написал в рапорте, копия которого есть в распоряжении "РГ", капитан "Сапфира-2" Владимир Писаренко, судну "инкриминируется выброс рыбы за борт, снятый на видеокамеру, съемку мне не показывают. Вторая позиция обвинения - это подобранные с палубы рыбофабрики несколько филюшек, упавших со стола доработки". Писаренко утверждает, что норвежские инспекторы изъяли все судовые документы, говорили на повышенных тонах, не выпускали капитана с мостика и полностью отключили связь. После этого "Сапфир-2" на буксире доставили в порт Тромсё.
"Мы теряемся в догадках, какие цели преследуют эти участившиеся случаи задержания российских судов. Последние из них напоминают пиратский захват вопреки всем международным морским законам. Эту неадекватность можно сравнить с тем, если бы человека приговорили к расстрелу за переход улицы на красный свет", - прокомментировал ситуацию "РГ" руководитель Центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев. По словам представителя ведомства, статистика разбирательств подобных конфликтов свидетельствует в пользу российских компаний. Они обращаются в норвежские суды и в большинстве случаев дела выигрывают. Однако такие задержания приносят большие убытки российским рыбакам. "За сутки простоя они теряют 10-12 тысяч евро. Помимо денежных потерь это еще создает неблагоприятный фон для вступившего недавно в силу российско-норвежского соглашения о разграничении морских пространств. Кроме этого, район Шпицбергена находится под международной юрисдикцией", - рассказал Савельев. По прогнозам Росрыболовства, нынешний простой из-за разбирательства может продлиться от 3 до 5 суток. Если вина экипажа будет доказана, судовладельца и капитана ждет крупный штраф. В Росрыболовстве также сообщили, что сейчас ситуация будет контролироваться по линии МИД.