29.09.2011 23:35
    Поделиться

    Саммит "Восточное партнерство" в Варшаве посетят пять президентов

    На саммите "Восточное партнерство" в столице Польши пять стран-участниц должны быть представлены на высшем уровне.

    Приедут президенты Украины, Грузии, Азербайджана, Армении и премьер Молдавии. В мероприятии также планировали принять участие лидеры 30 стран ЕС, в том числе канцлер Германии, премьеры Франции, Венгрии и Испании, президенты Литвы и Чехии. В Варшаву прибудут глава еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, председатель Европарламента Ежи Бузек, председатель Европейского совета Херман ван Ромпей и глава дипломатии ЕС Кэтрин Эштон. Ожидалось, что на саммите лидеры стран - участниц программы вместе с европейскими коллегами обсудят новые проекты по сближению с ЕС. В том числе будет объявлено о начале переговоров по заключению соглашений об ассоциации с Молдавией и Грузией и даже может быть подписано соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС. Однако еще перед началом мероприятий стало понятно, что не всем надеждам суждено сбыться.

    Неприятности начались в середине сентября, когда представители парламентов пяти из шести стран "Восточного партнерства" (белорусские парламентаристы съезд проигнорировали) из-за многочисленных разногласий не смогли принять два итоговых документа - декларацию по поводу Белоруссии и совместное обращение к членам нынешнего саммита. А на текущей неделе стало известно, что министр иностранных дел Белоруссии Сергей Мартынов не будет участвовать в саммите, несмотря на личное приглашение его польского коллеги Радослава Сикорского. Вместо него Белоруссию должен представлять посол этой страны в Польше Виктор Гайсенок. Польский МИД пояснил: "Посол Белоруссии будет участвовать в саммите на соответствующем уровне - он примет участие в пленарной сессии", то есть приглашение посла на торжественный обед не предусматривается. Тем временем в минувшую среду пресс-секретарь МИД Белоруссии Андрей Савиных заявил, что если статус и формат участия Виктора Гайсенка, как главы белорусской делегации, будут каким-либо образом ограничены, белорусская сторона оставляет за собой право отказаться от участия в саммите. По мнению экспертов в Минске, это сделает все принятые в Варшаве документы нелегитимными, поскольку решения "Восточного партнерства" принимаются консенсусом.

    Приезд президента Украины Виктора Януковича, судя по всему, также долгое время был под вопросом. "Конечно, это потребовало интенсивных дипломатических действий на всех уровнях: президентском, премьерском, моем. Мы так же привлекли помощников - важную миссию выполнил экс-президент Александр Квасьневский, и есть результат", цитирует министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского газета "Речь Посполита". С Украиной была связана одна из главных надежд, возлагавшихся на саммит "Восточного партнерства". В начале месяца Франция потребовала заморозить переговоры с Украиной из-за "политического по своей сути процесса против Юлии Тимошенко", как писала "Газета выборча". И, по информации издания, перед саммитом из Киева поступили сигналы о возможном отказе от судебного преследования экс-премьера. Но если это не будет сделано до декабрьского саммита Украина - ЕС, переговоры снова окажутся под знаком вопроса. А если соглашение и будет подписано, то вряд ли в такой ситуации его ратифицируют в Евросоюзе. Таким образом, надежды на подписание соглашения с Украиной могут не сбыться ни сейчас, пока Юлия Тимошенко все еще находится в СИЗО, ни потом, когда через три месяца председательство в ЕС перейдет от Польши к Дании, затем к Кипру, Ирландии и Греции - странам, не слишком заинтересованным в восточных соседях.

    Да и сегодня не все ключевые лидеры в Евросоюзе разделяют восточноевропейские усилия Польши. "Во Франции это никому не интересно - ни общественности, ни тем более политическому классу", - сообщил в интервью газете "Речь Посполита" французский политолог профессор Доминик Моизи. Говорят так: "Приняли Польшу - и хорошо, но зачем было принимать Болгарию и Румынию?" Так что как писала перед началом саммита местная пресса, всем участникам встречи лучше избавиться от иллюзий.

    Поделиться