Вы и ваши родители наверняка читали этот журнал - цветастый и добрый. Его с одинаковым нетерпением ждали дети оттепельных 60-х и сумбурных 90-х.
С удовольствием и трепетом доставали его из почтового ящика, сначала читали залпом, а потом обстоятельно перечитывали вместе с родителями, растягивая удовольствие до следующего номера. Самому знаменитому детскому юмористическому журналу - 55. "Веселые картинки" продолжают радовать детей и их родителей. Об особенностях детского юмора рассказала "РГ" главный редактор "Веселых картинок" Инна Антипенко.
Российская газета: Инна Васильевна, скажите честно, трудно делать "Веселые картинки"?
Инна Антипенко: Делать детские журналы всегда достаточно сложно, потому что их должны делать люди, которые хорошо разбираются в детской литературе, в детской педагогике, в детской психологии. Но прежде всего для "Веселых картинок" важно, чтобы у коллектива было хорошее чувство юмора, чтобы люди относились по-доброму друг к другу.
РГ: Детский юмор чем-то отличается от взрослого?
Антипенко: Он, безусловно, добрее. И шутки у них добрее, несмотря на то , что иногда кажется, будто у детей не работают тормоза. Ерунда. Мы очень часто пытаемся навязать детям свое видение вещей, даже того самого юмора и той же самой литературы. А современным детям по-прежнему нужны сказки, добрые книги и фильмы.
РГ: Я с детства помню загадочную надпись на обложке "Детский юмористический журнал ЦК ВЛКСМ", неужели в "Веселых картинках" тоже присутствовала идеология и цензура?
Антипенко: Если вы помните историю "Веселых картинок", журнал начинали делать художники-карикатуристы из "Крокодила". Люди, которые шутили по заданию партии очень долго и нудно, хотя при этом были великолепными графиками и художниками Советского Союза. А детский журнал они воспринимали как отдушину, где можно поговорить о чем-то с улыбкой, пошутить. Ну вспомните Носова, детского Зощенко - это ведь веселые и добрые вещи. Когда я встречаю взрослых людей, могу сразу сказать, читал он в детстве "Веселые картинки" или нет. Вот вы наверняка читали.
РГ: Точно! Ждала с нетерпением! А наш президент читал?
Антипенко: Читал! Я уверена, что премьер-министр Путин тоже читал. Не надо забывать, что у нас на то время был колоссальный тираж - 9,5 миллиона. По-моему, только "Правда" перекрывала нас, даже у "Мурзилки" тираж был значительно меньше, около 6 миллионов. Вот что это было? Какая магия? В редакции всегда собирались самые талантливые люди, самые талантливые художники, ну разве там могла быть цензура?
РГ: Неужели в самом деле не было?
Антипенко: Не было. Более того, "Веселые картинки" были единственным печатным изданием в СССР, на страницах которого никогда не публиковались и обязательные для всей прессы печальные извещения о смене руководителей советского государства. Когда умер Брежнев, сверху была спущена директива - опубликовать его портрет в траурной рамке на обложке всех изданий. Редакции журнала пришлось довольно долго доказывать вышестоящим инстанциям, что это будет выглядеть крайне неуместно рядом с названием журнала. Впрочем, чтобы говорить о простых вещах простым языком, тоже нужна была определенная смелость. Посмотрите, что делали в 70-е годы у нас художники-авангардисты, которые умудрялись в простом показать сложное. Посмотрите на работу Пивоварова, на наш знаменитый логотип - ведь там не только потрясающие фигуры, у них еще есть образ, характер и даже некий сюжет заложен.
РГ: Но сейчас времена изменились, как вы думаете, у "Веселых картинок" есть шанс победить те же самые компьютерные стрелялки?
Антипенко: Поголовная компьютерная зависимость детей - это все-таки определенный миф. Современные дети, несмотря ни на что, продолжают читать книжки. Те, кого мы называем зависимыми, это определенная часть населения. Чтение и все, что связано с хорошим чтением, - это социальный вопрос. Я думаю, мы справимся с этой задачей. Наши дети читают и будут читать. Но у нас есть другая проблема, намного серьезней - у нас очень мало читают родители. Зачастую они мало уделяют внимания чтению. Ведь ребенок младшего возраста не пойдет сам себе покупать и выписывать журналы. Это дело взрослых. Взрослые должны дома с ребенком читать, но сегодня не каждый родитель имеет на это время, желание и, простите, деньги на книги.
РГ: Сколько же сегодня стоят "Веселые картинки"?
Антипенко: Мы продаем журнал по 50 рублей, к читателю в розницу или по подписке он приходит по 120-130, я видела даже 135 рублей. Представляете, какая накрутка? Сейчас мы организовали редакционную подписку, нашли возможность распространять журнал по 80 рублей. Но как же у них он стоит 130?! Нужно спасать старые детские журналы, ведь не везде книжные магазины имеют хороший ассортимент хорошей книжной литературы. А журналы с хорошим именем за свое имя отвечают, и "Веселые картинки" - это всегда дайджест лучшей литературы. Там есть и классика, и фольклор, и многое другое. Ребенок получает эту информацию ежемесячно, он привыкает к ней, она становится ему необходима. А дальше уже обязательно пойдет книга.
Досье "РГ"
Идея "Веселых картинок" принадлежала народному художнику СССР Ивану Семенову - популярному карикатуристу газеты "Крокодил", он стал и первым редактором журнала. Вместе с художником Виталием Стацинским он привлек к работе своих коллег - академиков Аминадава Каневского и Алексея Лаптева. Название журнала выбирали исходя из того, что маленькие дети, для которых он предназначался, охотно рассматривают забавные и веселые картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями. Очень скоро выяснилось, что журнал вместе с детьми читают взрослые. Так в "Веселых картинках" появились стихотворения, рассказы, считалки, загадки и он стал "семейным" журналом. Авторскому составу "Веселых картинок" могло позавидовать любое отечественное издание. В нем работали лучшие советские писатели и художники: Корней Чуковский, Агния Барто, Сергей Михалков, Евгений Ведерников, Владимир Сутеев и только что вернувшийся из сталинских лагерей легендарный карикатурист Константин Ротов.
Главного героя "Веселых картинок", ставшего символом журнала - Карандаша придумал и нарисовал Иван Семенов. Глядя на него, и маленьким, и взрослым становилось понятно, что перед ними художник и интеллигент. Первый номер журнала вышел в сентябре 1956 года.