Простились тихо. Без громких речей. Так она просила.
Валентин Гафт сказал о ней: "Сильный человек. Пол один - режиссер". После сериала "Семнадцать мгновений весны" Татьяна Лиознова должна была бы стать миллионером. А она с трудом находила деньги на лечение.
По словам учеников, она была "строгим, жестким, но честным человеком". Ссорилась с Кобзоном, Дорониной и всегда побеждала. Творческие замыслы скрывала до последнего. Рискованная, утверждала на роли не известных широкой публике актеров. Бралась за новые жанры ("Карнавал") и не боялась показаться смешной и непонятой. Мужчины (режиссеры, артисты) смирились, приняли силу ее характера. Женщины не смогли... В фильме "Моя "железная леди" Татьяна Лиознова" Ирины Комаровой нет ни одного женского взгляда на нее. А главными героями ее фильмов почти всегда были женщины.
Перед уходом она просила приемную дочь Людмилу Лисину, чтобы траурная церемония была тихой, чтобы ее "не выставляли", не делали из этого "шоу".
|
Видео: Сергей Михеев |
Так и было. С Татьяной Лиозновой простились в траурном зале ФГУ "Клиническая больница". Собрались самые близкие люди: приемная дочь Людмила Лисина, редактор журнала "Кинопроцесс" Вячеслав Шмыров, актриса и подруга Наталья Дрожжина, режиссер и сценарист Борис Грачевский, режиссер Андрей Эшпай, работники киностудии им. Горького, ее ученики, коллеги. Всего человек тридцать.
Несколько венков: от президента Дмитрия Медведева, от Службы внешней разведки, Союза кинематографистов и правительства Москвы.
Отпевание прошло в храме в честь иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе. Согласно предсмертной воле Татьяны Лиозновой ее тело кремировали. Похороны состоятся на девятый день после смерти на старом Донском кладбище рядом с могилой матери.
Борис Грачевский, режиссер, сценарист:
- Я не был знаком с ней близко. Но иногда мы виделись, общались. Она человек очень яркий, интересный. Любая встреча с ней, любая фраза, сказанная ей, была интересна.
Она была фантастически неоднозначным, сумасшедшей силищи человеком. Если что-то решала, сдвинуть ее было невозможно никому и никогда. Упертая, даже упрямая, но всегда знающая, чего она хочет. И всегда этого добивающаяся.
Последняя ее картина вышла, наверное, не самой удачной ("Конец света с последующим симпозиумом". - Прим. А. С.). Художнику всегда непросто встать и уйти.
Она пережила всех, кто ее боготворил, поэтому сегодня пришли только самые близкие люди.
Наталья Дрожжева, актриса:
- У нее была большая трагедия - не было детей, мужа... Наверное, она была замужем за кинематографом и потому оставила очень большой след в нем. Ее еще долго будут помнить по ее работам. Она была режиссером не только на площадке. Даже не придя по болезни на подготовку одного мероприятия, она продолжала его режиссировать, со всеми спорила и, как всегда, была права.