Разработка проектно-сметной документации для проекта "Белое море - Коми - Урал" может обойтись в 3 млрд рублей. Об этом в ходе дискуссии с заместителем министра транспорта России Виктором Олерским во время 2-го Международного арктического форума "Арктика - территория диалога" сообщил губернатор Пермского края Олег Чиркунов. Эксперты отмечают, что впервые за последние 4 года проекту строительства этой железной дороги уделено столько внимания со стороны заинтересованных лиц.
Так, заместитель министра транспорта России Виктор Олерский в ходе форума заявил, что альтернативы Белкомуру сегодня не видит. "Логика транспорта говорит о том, что его можно продлить не только до Архангельска, но и до Мурманска. Кроме того, если мы не выйдем на эту диагональ, то грузы, которые будут двигаться в направлении портов Мурманска и Архангельска, будут забивать проход для грузов, доставляемых на Северо-Запад, в частности, в Приморск, Усть-Лугу, Санкт-Петербург. То есть мы, не приступая к строительству Белкомура, ухудшаем ситуацию с доставкой грузов в порты Северо-Запада", - заявил В. Олерский.
Также, по словам экспертов, очевидно, что реализация проекта возможна только на основе государственно-частного партнерства. Однако для этого необходимо как минимум сформулировать прозрачные правила игры для частных инвесторов, а также начать государственное финансирование проектно-сметной документации.
"Под проект должна появиться отдельная строка в бюджете, - рассуждает куратор проекта, заместитель председателя Пермской городской Думы Юрий Уткин. - Основные претензии западных инвесторов к проекту с чем связаны? С тем, что они говорят: "У вас огромное количество проектов ГЧП, но практически ни под один из них нет строки в бюджете". А при таком раскладе и отношение к проекту - соответствующее".
А между тем именно западные компании, по прогнозам экспертов, могли бы стать основными инвесторами Белкомура. Хотя бы потому, что опыт введения подобных проектов в жизнь там намного богаче, чем в России.
По словам губернатора Пермского края Олега Чиркунова, проект обоснования инвестиций Белкомура уже сделан. К сумме в 3 млрд рублей, утверждает он, можно относиться по-разному. "Если бы вопрос стоял только: изыщите средства на проектирование, и будет гарантия, что стратегия развития ОАО "РЖД" (где Белкомур с 2015 года) будет реализовываться. Если мы вложим деньги совместно с другими субъектами Федерации, то это не ляжет на полку, мы готовы вложить эти деньги", - говорит Чиркунов.