04.10.2011 16:05
    Поделиться

    Дмитрий Адамидов: Как Москве стать конкурентом Лондона и Нью-Йорка

    Как только Президент объявил курс на создание в Москве мирового финансового центра, это практически сразу вызвало к жизни массу дискуссий. Но иногда дискуссии эти ставят в тупик. Читая или слушая отдельные публикации в СМИ, кажется, что основная проблема - это выбрать место для постройки небоскребов под размещение сотрудников. Поневоле приходится согласиться с тем, что современная Россия  - воистину страна победившего девелопмента. Еще много говорят о слиянии бирж РТС и ММВБ, создании единого депозитария - все это правильные и нужные мероприятия, но, на мой взгляд, не первоочередные и не определяющие, если мы все же хотим видеть Москву в качестве серьезного конкурента Лондона или Нью-Йорка.

    Мне представляется, что мировой финансовый центр - это не здания (а равно сооружения и оргтехника), и даже не как таковые биржи и банки. Мировой финансовый центр - это место, благоприятное для операций с капиталами. Это площадка, на которой просто и легко привлекать и размещать финансовые ресурсы. Где для инвесторов есть много инвестиционных идей и где инвесторы уверены, что их вложения не станут объектом рейдерского захвата или давления со стороны государства.

    В современной России есть пока из всего перечисленного только одно условие - огромное количество инвестиционный идей. Но все прочие обстоятельства - дырки в налоговом законодательстве и регулировании инвестиционного бизнеса в целом, правоприменительная практика, проблемы с рейдерством и т.д. и т.п. приводят к тому, что даже российские капиталы как бежали из страны в 1990-е годы, так убегают и сегодня. МЭР сегодня ожидает оттока капитала из страны на уровне 30-40 млрд. долларов США, тогда как в начале 2011 года прогнозировался нулевой отток.

    И так происходит из года в год: по данным ЦБ, в 2010 году отток оценивался в 38,3 млрд. долларов США, в 2009-м - 56,9 млрд. соответственно. Ну хорошо, в 2009 году последствия кризиса привели к бегству спекулятивного капитала  - иностранцы выводили деньги с фондового рынка. Это понятно. Но в 2010 и 2011 годах на рынках было относительно спокойно, а по 30-35 млрд. ежегодно все же утекает. И скорее всего (этого нельзя утверждать наверняка, но предположить вполне резонно), это так или иначе деньги российских резидентов, которые всеми правдами и неправдами укрываются от налогов. Как угодно: через оффшорные схемы, нефте-, газо-, металло- и прочих трейдеров, финансовые операции и т.д.

    Соответственно, вполне объяснимо, что иностранные инвесторы если и вкладывают в России, то стараются при первой возможности всю прибыль вывести: если уж свои капиталы бегут из страны, то почему тут должны оставаться иностранные. Чистая психология. Такие проблемы есть и в США, и в ЕС, но штука в том, что для успешной конкуренции за международные капиталы Россия должна быть для инвесторов безусловно привлекательнее, едва ли не на порядок. Чтобы инвесторам захотелось не просто поспекулировать и вывести средства, а остаться здесь на десятки лет.

    Иностранные инвесторы на всех конференциях любят говорить о том, что для повышения имиджа страны необходимы сущие мелочи: например, развесить указатели на английском, не хамить на паспортном контроле или в посольствах при выдаче виз, соблюдать правила дорожного движения и т. д. Это, с одной стороны, верно и, более того, необходимо применять не только в отношении иностранцев, но и своих граждан (кто хоть раз проходил паспортный контроль или обращался за рубежом в российское посольство - тот легко меня поймет и согласится). Но кроме культуры и уважения к людям необходимо также существенно реформировать основы отечественной финансовой системы.

    Во-первых - это налоговая реформа. Выскажу крамольную, на первый взгляд, мысль: если предприятия, да и население, едва ли не поголовно уклоняются от налогов, то, наверное, дело не только в изначальной жадности и испорченности налогоплательщиков. Возможно, что-то не так и с налоговой системой. Наверное, с точки зрения контроля неплохо, что практически любой предприниматель легко может быть привлечен к ответственности за неуплату налогов, но именно специфика налоговой системы (как законодательная, так и правоприменительная) плодит коррупцию, и провоцирует отток капитала, и делает российские предприятия непрозрачными для внешних инвесторов. А значит  - затрудняет получение инвестиционных средств и/или увеличивает стоимость заимствований.

    Во-вторых - банковская реформа. Тут проблемы по сути сходные и неразрывно связанные с налоговым законодательством. Банков у нас много, они жестко регулируются ЦБ. Но в сочетании с реалиями рынка заработать большинство мелких и средних банков сегодня может в основном незаконными или спекулятивными операциями. Инвестировать в реальный сектор и на длительные сроки могут разве что банки из первой десятки рейтинга. А инвестбанковский бизнес у нас пока не слишком преуспел - инвестбанки готовы вкладывать только в ограниченный круг инструментов.  Реформу банковской системы, кстати говоря, необходимо проводить одновременно с налоговой реформой.

    В-третьих, надо решать проблемы самого финансового рынка. Сегодня он у нас не то чтобы совсем не развит, но пока что неглубок. Управляющие фондами любят повторять одну нехитрую истину: если у вас есть 10 млн. долларов США, разместить эту сумму в ликвидные инструменты может стать определенной проблемой. Нет, купить то бумаги вы сможете, а вот быстро продать обратно - не факт. На рынке не так много денег еще и потому, что зачастую нет адекватного предложения. Например, банку или инвестиционной компании необходимы одновременно надежные и доходные инструменты (скажем, те же инфраструктурные облигации, о которых много в последнее время говорится), а их сегодня просто нет на рынке в достаточном количестве. Поэтому деньги направляются в ОФЗ, как следствие - доходность падает. Государству выгодно, инвестору - нет.

    При всем при том, согласно различным программам и стратегиям правительства, в ближайшие 20 лет нам надо истратить на инфраструктуру (дороги, аэропорты, воздушный и морской флот, ЖХК) едва ли не 170 трлн. рублей, и денег этих у правительства нет. Чем не основание для создания новых инвестиционных инструментов и активного развития прежде всего долгового рынка.

    Одним словом, реализация идеи мирового финансового центра, кроме всего прочего, потребует прямо-таки тектонических преобразований в финансовой системе страны. И нельзя сказать, что эти перемены не назрели.

    Блог подготовлен аналитической независимой компанией "Инвесткафе"

    Поделиться