03.10.2011 23:29
    Поделиться

    Каждый год в школах происходит около 20 тысяч несчастных случаев

    Чаще всего, трагедии происходят на переменах и уроках физкультуры.

    Если в 2009 году 33 несчастных случая закончились смертью детей, то только за лето этого года в одной Ростовской области уже погибли 24 школьника.

    Вот еще печальные факты нынешнего года: в Оренбургской области пятиклассник умер во время лыжного кросса. В Красноярском крае на ребенка упали железные гандбольные ворота. В Хабаровском крае и Омской области чуть ли не в один день на легкоатлетическом кроссе скончались двое старшеклассников...

    Это только то, что получило огласку. Школы ведь очень не любят афишировать несчастные случаи-показатель травматизма портит статистику. Но даже если дело получило огласку и дошло до суда, найти и наказать виновного трудно. О возмещении морального ущерба и речи нет. Слишком мало четких разъяснений об этом в российском законодательстве.

    Кого винить, если несчастный случай произошел из-за шалости ? Виноват ли учитель физкультуры в смерти ребенка, если в справке у него стоит "здоров"? Кто должен выплачивать компенсацию за причинение морального ущерба?

    По данным ЦК профсоюзов работников народного образования и науки 32% травм ученики получают на уроках физкультуры. Учитывая, что с этого года в школах появился дополнительный, третий час физвоспитания, есть, над чем задуматься.

    Почему уроки физкультуры стали опасными? Как ни банально, потому что дети часто не могут выполнить то, что требует учитель. Представьте себе, школьников по-прежнему готовят к сдаче норм ГТО - с длительными кроссами, отжиманиями и подтягиваниями на турнике. При этом по своим физическим данным современные ученики отстают на 60% от тех детей, которые сдавали ГТО в 70-х годах прошлого века.

    Может, сорок лет назад старшеклассник и мог подтянуться 15 раз, а сейчас от силы - 5-7. Кроссы для многих - и вовсе непосильная нагрузка, которая может привести к инфаркту или инсульту. Но учителя, к сожалению, не очень осведомлены о физиологическом состоянии учеников. Программы в педвузах тоже давным-давно не менялись. Курсы переподготовки физруков есть далеко не везде.

    - Надо, например, на уроках физкультуры обязательно учить детей падать, - предлагает заместитель директора центра образования "Царицыно" N 548 Андрей Иванов.

    Он согласен с тем, что физкультура должны проходить по-другому. Желательно - в виде спортивных игр. Но где? Современных спортзалов крайне мало. Инвентарь , как правило, убогий. А с введением третьего урока физкультуры он будет изнашиваться в полтора раза быстрее.

    И вот парадокс - даже те школы, которые могут себе позволить что-то купить, не очень-то этому рады. Ведь по закону о госзакупках они должны выбрать не то, что качественное, а то, что дешевое. Ну и какой, допустим, велотренажер будет долговечнее и безопаснее - немецкий за 50 тысяч рублей или китайский за полторы?

    - С этого года водится третий урок физкультуры, а у нас из 44 муниципалитетов 40 - дотационные. Мы просто не сможем все 1093 школы сразу перевести на новые стандарты, - признается председатель комитета по вопросам образования, науки, культуры и спорта Оренбургской области Геннадий Аверьянов.

    В Удмуртии есть школы, где в окнах спортзалов вместо стекол - пленка, а в спортивных залах некоторых школ Курской области - дыры в полу. О душе, раздевалках, новом безопасном инвентаре там даже не мечтают.

    Далеко не всегда в учебном заведении имеется медик, готовый оказать первую помощь. По словам Ирины Купеевой, начальника отдела департамента образования и развития кадровых ресурсов минздравсоцразвития, в школе, где учится не меньше 1200 учеников, должна быть ставка врача. Там, где больше 700, ставка медсестры.

    Иными словами, врача может иметь только образовательный центр, где в каждой параллели четыре-пять классов. Даже в Москве таких крупных школ - раз-два и обчелся, в глубинке их вообще почти что нет.

    - В регионах наполняемость школ низкая, одна медсестра иногда обслуживает 2-3 школы, - поясняет Ирина Купеева.

    Успеет ли медсестра прибежать к пострадавшему? Быстро ли приедет врач и найдется ли машина "скорой помощи", чтобы отвезти ребенка до райцентра? Ясно, что не всегда. Может, поэтому самое большое количество несчастных случаев приходится на село?

    Несмотря на важность вопроса и ужасающие цифры, на сегодняшний день ни в одном федеральном министерстве нет подразделения, которое отвечало бы за безопасность школьников. Даже печальная статистика не идет дальше региональных департаментов и министерств. На уровне страны ее просто некому собирать и анализировать. Справки, которые заполняют школы в случае ЧП, регламентируются правилами 1990 года!

    Впрочем, есть надежда, что скоро отдел, ведающий вопросами безопасности, появится в Минобрнауки. А в проект закона "Об образовании" депутаты внесут поправки о безопасности школьной среды и страховании школьников.

    Справка "РГ"

    Число несчастных случаев (2010 г):

    Омская область - 1427;

    Санкт-Петербург - 1158;

    Челябинская область - 636;

    Ставропольский край - 595;

    Тульская область - 226.

    комментарий

    Ирина Роднина, олимпийская чемпионка, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию:

    - Нужна федеральная целевая программа поддержки школ. Корень зла - в нормах СанПиНа, где даже не расписано, сколько детей одновременно может заниматься в спортивном зале, не сказано, какой инвентарь школы обязаны закупать, сколько мячей должно быть в зале. Конь, козел и канат - в нормативах все это не меняется с довоенных лет. В спортзалах российских школ - одно железо, а на западе - канаты и деревянные снаряды, что гораздо безопаснее.

    Я, например, побывала только в одной школе в Москве, где все сделано так, как надо. Там несколько спортивных залов, хорошая акустика, есть даже небольшие трибуны для болельщиков. Большой зал перегораживается, и в нем можно вести уроки сразу с несколькими классами.

    В 15-16 лет у подростков часто бывает юношеская гипертония, а мы заставляем их бежать 3000 метров. Любой спортсмен вам скажет, что это самая сложная дистанция. Чтобы несчастных случаев на уроках физкультуры стало меньше, нужна полная диагностика школьников. И главное, надо понять, что мы хотим от уроков физкультуры.

    Поделиться