Икона Торопецкой Божьей матери, вокруг которой два года назад разгорелся острый публичный скандал, переедет в Торопецкий монастырь.
Это произойдет после сразу после создания там необходимых условий для ее хранения, сообщил министр культуры Александр Авдеев. Принципиальная позиция Минкультуры - сначала обеспечить идеальные условия для хранения, а потом передать икону в экспозицию монастыря
- Икона Торопецкой Божьей матери сейчас находится в одной из подмосковных церквей, она доступна для обозрения и хранится в идеальных условиях. Параллельно такие же условия готовятся в Торопецком монастыре. Эта сакральная святыня переедет в Торопецкий монастырь только тогда, когда условиях хранения будут лучше, чем в музее, - сказал Александр Авдеев журналистам.
Президент группы "САПСАН" и меценат Сергей Шмаков, жертвующий средства на восстановление Корсунско-Торопецкого собора, сказал корреспонденту РИА Новости, что в настоящее время заказан проект реконструкции храма. "Храм стоит на валунах, и сейчас очень сложно дать полную оценку, как будет вести себя камень дальше, поэтому сейчас заказан соответствующий проект. Дальнейшие вопросы будет решать специальная комиссия", - пояснил он.
Меценат подчеркнул, что и на новом месте, в Торопце, образ будет находиться в двойной климатической капсуле, где первая обеспечивает вентиляцию и влажность, а вторая служит броней от вандалов.
По словам министра культуры, икона пробудет на родине в Торопецком монастыре год. "А дальше посмотрим", - сказал министр, добавив, что при решении ее судьбы будут учтены и пожелания верующих, и пожелания общественности.
- Главное, чтобы она была доступна для людей верующих и людей, ценящих живопись, - подчеркнул он.
Министр культуры также отметил, что икона остается в музейном фонде РФ и изъять ее оттуда нельзя.
Сегодня же Сергей Шмаков передал Русской православной церкви более 70 икон общей стоимостью примерно 30 миллионов рублей. Передача дара состоялась в министерстве культуры РФ.
Уникальные образцы отечественной иконописи, утраченные в тяжелое для нашей страны время, такие как "Богоматерь страстная" 1794 года, "Спас Нерукотворный", датируемый 17-м столетием, и редчайшая икона "Иоанн Богослов в молчании", датируемая серединой 18 века, найдены и приобретены в результате неоднократных выездов за рубеж Сергея Шмакова и министра культуры РФ Александра Авдеева.
-Минкультуры оказывало содействие в поиске икон, практически все они привезены из-за рубежа, куда попали неизвестными путями, - сказал Александр Авдеев, посетовав на то, что единая база, куда были бы включены все вывезенные начиная с послереволюционных лет или украденные иконы, отсутствует. Чтобы на какие-то из этих икон смог претендовать лишившийся их криминальным путем коллекционер, музей или храм, должен быть оформлен прокурорский запрос с точным указанием места, откуда они были украдены.
Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон( Шевкунов), принимая дар, отметил, что иконы "десятилетиями были чем угодно - предметом торга, а в лучшем случае хранились в музейном фонде". Теперь же им смогут поклоняться верующие.
Но в каких именно храмах окажутся обретенные образы, будет решено только после того, как их представят Патриарху.
Даритель не исключил, что некоторые из икон могут быть показаны на выставке в Русском музее. Именно оттуда по его инициативе два года назад в подмосковный храм была для временного экспонирования перенесена; икона Торопецкой Божьей матери. И этот перенос в тот момент вызвал бурю возмущения среди музейных работников, прессы и общественности. Кто-то увидел в нем угрозу сохранности иконописного шедевра, разбазаривание уникального культурного наследия, готовность легко передавать его "денежным мешкам" в якобы VIP- приходы. Но после долгих дискуссий и разъяснений, в ходе которых выяснились обстоятельства и нелучшего хранения иконы в музее и ее экспозиционной заброшенности, страсти улеглись.
- Мы благодарим Русский музей за икону Торопецкой Божьей матери и в знак нашей признательности не исключаем возможность проведения в его стенах выставки возвращенных святынь", - подчеркнул Сергей Шмаков.
Архимандрит Тихон (Шевкунов) ответил на вопросы корреспондента РГ.
Российская газета: Отец Тихон, сколько человек поклонились Торопецкой иконе Божией матери, пока она находилась в храме в Княжьем Озере?
Архимандорит Тихон (Шевкунов): Сотни тысяч. Точной цифры сходу назвать не могу, но знаю что паломничество к этой иконе не прекращалось. Сам Сергей Шмаков, наверное, знает более точные цифры, поскольку в храме фиксируют количество паломников.
РГ: Как вы считаете, удачно ли решение о возвращении иконы в Торопецкий монастырь?
Архимандрит Тихон: Мы привыкли к тому, что такие великие святыни находятся обычно в столицах. Но, по-моему, возвращение этой древней и почитаемой иконы в город Торопец - это во всех отношениях правильное решение. И огромное событие для города, дающее почитателям иконы, желающим приехать и помолиться перед нею, прекрасный повод открыть для себя и этот замечательный город и восстановленный в нем монастырь. Но это все было бы не осуществимо, если бы усилиями тех же благотворителей не были подготовлены все условия для возвращения иконы. Они могут послужить примером и для музейных хранителей. Все технически необходимое для содержания таких икон в Торопецком монастыре есть. Не будем забывать при этом, что икона остается в собственности российского государства, и всюду, где она находится, она передается во временное хранение.
РГ: Что можно сказать о дальнейшей судьбе иконы? Какой ответ на вопрос "где она будет?" наиболее вероятен?
Архимандрит Тихон: Икона Торопецкой Божией матери прокладывает путь существования старинной русской иконы в России 21 века. И министерство культуры и русская православная церковь и меценаты могут учиться на этом примере. Икона сейчас хранится почти в идеальных условиях. Вряд ли какой музей имеет подобные для хранения для раритетов такого уровня. И ничто не мешает, оставив в статусе государственной собственности, дать ей жить в том самом пространстве, для которого она создана. Возможны и ее церковная жизнь и ее жизнь как предмета искусства одновременно. В этом, я вижу великодушное отношение иконы к нам.
РГ: Расскажите о даре Сергея Шмакова.
Архимандрит Тихон: Сергей Шмаков - строитель. коллекционирующий иконы. Но коллекционирует он их не для того, чтобы развешивать дома по стенам. Нет, он по всему миру разыскивает и собирает украденные, проданные, вывезенные за границу иконы, ставшие объектом спекуляций, а то и преступлений, и отдает их в церкви. Он так делает уже много лет. Мне доводилось бывать с ним вместе в поездках, мы ходили с ним по развалам, базарам, разыскивая русские иконы.
Сейчас он подарил церкви разные иконы и 19, и 17 века. Все они будут переданы Святейшему Патриарху, а затем, по его усмотрению, в храмы. В какие именно, мне сложно сейчас сказать. Но мы, во всяком случае, предложим Святейшему такой вариант: сейчас в Москве строят новые храмы, и, может быть, эти старинные, вернувшиеся в Россию иконы, с очень-очень непростой судьбой стоит отдать в них, положив начало новой особой истории в их судьбе.