В Москве прошла конференция "Логистика парфюмерно-косметического рынка России". Но разговор на ней шел главным образом о быстро меняющихся правилах игры на этом рынке.
Как известно, значительную часть парфюмерно-косметического рынка России составляет импорт. С одной стороны, государство явно пытается облегчить условия работы для участников рынка, меняя таможенное законодательство. К примеру, 394-ФЗ передал полномочия по санитарному контролю таможенным органам в пунктах пропуска. Это, по мнению начальника отдела обеспечения контроля за безопасностью ввозимых товаров ФТС России Зои Терешиной, существенно сокращает время на таможенное декларирование. К тому же базовым документом, а по сути дела транзитной декларацией, стала транспортная накладная, в которой достаточно указать шесть знаков кода товара из 10. С другой стороны, сумма таможенных пошлин по коду в 10 знаков может быть меньше. "Но это чревато, - предупредил собравшихся начальник отдела Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Евгений Иванов. - Такие сведения могут быть признаны недостоверными, так как у нас знаки кода товара после шестого расходятся с Европой. И это может иметь серьезные правовые последствия".
Еще больше изменений внесло в рыночный ландшафт создание Таможенного союза. Определен список документов для таможенного декларирования, а также перечень 64 видов продукции, на которые будут разработаны новые, единые для стран-участниц технические регламенты. А пока приняты далеко не все, будут действовать и национальные законодательства. Утверждены также единые санитарные требования к продукции, ввозимой на территорию Таможенного союза, которые будут работать до утверждения всех техрегламентов. "В них выделены три перечня, в которых указаны товары, требующие и не требующие свидетельств о госрегистрации, - пояснил заместитель начальника управления санитарного надзора Роспотребнадзора Борис Бокитько. - И хотя перечень не требующих этого товаров после создания Таможенного союза уже сокращен на 80%, косметические товары и средства бытовой химии таких документов по-прежнему требуют. И надо успеть получить свидетельства о регистрации в территориальных органах Роспотребнадзора до 1 января 2012 года". Причина в том, что все действующие свидетельства утратят силу с начала следующего года.
"Ситуация на рынке меняется так быстро, что трудно уследить, - констатировала президент правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Татьяна Пучкова. - А любое нововведение влечет за собой дополнительные финансовые затраты".
Если до последних изменений на рынок ежегодно выводилось 40-45 тысяч наименований новой парфюмерно-косметической продукции, то за полгода после создания Таможенного союза рынок в целом упал в 4 раза, а российское производство этих товаров - в 20 раз! Процедура получения новых свидетельств о регистрации поначалу казалась сложной, ее легче проходили крупные западные компании, а отечественные производители не спешили. Но в 2011 году ситуация стала улучшаться: за первые четыре месяца на рынке появилось уже восемь тысяч новинок. Тренды развития рынка также интересны: растет доля средств для окраски волос, для ухода за ногтями и декоративной косметики. Зато уменьшается доля парфюмерии и средств личной гигиены, отметила Татьяна Пучкова. Растет также доля поставок из стран Евросоюза.