Как известно, ФАС России предпринял в свое время все возможные усилия, чтобы закрепить в законодательстве нормы ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в виде значительного (оборотного) штрафа и в отдельных случаях уголовных мер. Эффективность оборотного штрафа как превентивной меры нарушений антимонопольного законодательства подвергается испытанию практикой применения. Участники рынка обжалуют в суде постановления ФАС России о привлечении к ответственности, в том числе по основанию о несоразмерности санкций ущербу, причиненному общественным отношениям и/или малозначительности правонарушения.
Согласно ст 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Пленум ВАС РФ указывает, что малозначительным является действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки состава правонарушения, но с учетом характера правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
Практика подтверждает, что при наличии формальных признаков нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции ФАС России выносит постановления об оборотном штрафе в размере не менее 1 % от годового размера выручки субъекта. Критичной видится ситуация на рынке электро-, теплоэнергии, так как потребители жалуются в ФАС России по любому поводу, который в свою очередь, как правило, не учитывает, что субъект действовал в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством в рамках гражданско-правовых отношений. По такой категории дел только формируется судебная практика о необходимости оценивать последствия, а также факт существенного вреда.
По результатам рассмотрения заявления газовой компании о признании недействительным постановления о наложении штрафа в размере 18, 8 млн рублей судами решение об освобождении Общества от ответственности принято с мотивировкой об отсутствии финансовых потерь для граждан, проживающих в домах, обслуживаемых Обществом в результате его действий.
По другому делу кассационный суд, отменяя постановление ФАС России, предусматривающее штраф в размере 22,8 млн рублей, указал на отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Имеется практика отмены постановлений с мотивировкой о первичном факте нарушения и отсутствием вредных последствий. Суды мотивируют свои решения об отмене постановлений ФАС тем, что совершаются они впервые, сразу же устраняются субъектами и вредных последствий не влекут.
Но в одном из дел по факту ограничения подачи холодной воды вследствие имеющейся задолженности контрагента ФАС ВСО подтвердил виновность Общества и правомерность штрафа в размере 3,7 млн рублей.
Таким образом, практика отмены постановлений ФАС России в связи с малозначительностью только формируется. Важно, что суды принимают решения в пользу хозяйствующих субъектов, в том числе монополистов, исходя из усмотрения и самостоятельной оценки обстоятельств дела. При этом размер штрафа за административное правонарушение не влияет на решение суда, влияет только характер совершенного правонарушения и роль правонарушителя, размер вреда и тяжесть наступивших последствий, не представляющих существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.