Год назад произошла крупнейшая техногенная катастрофа в Венгрии

Ровно год назад произошла крупнейшая в истории Венгрии техногенная катастрофа, в результате которой погибло десять человек и более 120 получили отравления различной степени тяжести. Окружающей среде и сельскому хозяйству был нанесен колоссальный ущерб.

На принадлежащем компании MAL Zrt глиноземном комбинате на западе страны ядовитые отходы алюминиевого производства разлились на территории более 40 квадратных километров, затопив несколько населенных пунктов и пахотные земли. По оценкам экспертов, при повреждении резервуаров завода вытекло около 1,88 миллиона кубометров так называемого "красного шлама" - химикатов, содержащих щелочь и тяжелые металлы. Отходы достигли реки Мошони-Дуна у границы с Австрией и Словакией; шлам также попал в воды впадающей в Дунай реки Раба.

14 сентября власти Венгрии опубликовали решение о штрафе, который обязана выплатить компания. "MAL Zrt будет обязан выплатить штраф, превышающий 135 миллиарда форинтов (605 миллионов долларов), за вред, нанесенный окружающей среде в ходе эксплуатации резервуара с красной грязью", - говорится в сообщении, размещенном на сайте министерства сельского развития Венгрии, цитирует ВВС.

Правительство четко дало понять, что всю ответственность за катастрофу возлагает на MAL Zrt. Кроме того, около 30 пострадавших в результате разлива шлама подали иски против компании, а прокуратура страны ведет расследование по обвинению четырех менеджеров MAL Zrt в халатности. С другой стороны, как отмечает ВВС, правительство публично заявило о желании сохранить компанию. Одним из возможных способов не допустить ее банкротства может стать национализация. Напомним, что после катастрофы управление компанией производилось венгерскими властями, но в настоящий момент MAL Zrt, контролирующая четыре процента мирового рынка алюминия, остается независимым частным предприятием.

Жертвы безразличия и алчности

Спустя год после аварии, жизнь медленно возвращается в опустошенные красным шламом районы, включая деревню Колонтар. Полутораметровая волна химикатов с расположенного недалеко завода затопила этот населенный пункт, где проживало около 850 человек. Погибли семь местных жителей, многие получили тяжелые химические ожоги.

Церковь, которая некогда находилась в центре деревни, окружает мрачный и пустынный ландшафт: прилегающий к ней квартал стерт с лица земли. У подножия холма, на котором высится храм, находится мемориал погибшим во Вторую мировую войну. Не так давно на нем появилась мраморная табличка с надписью: "В память о жертвах безразличия и алчности. 4 октября 2010 года".

Мэр Колонтара Кароли Тили говорит, что большинство местных жителей работали в сельском хозяйстве или на алюминиевом комбинате. Жизнь налаживается, но так, как было раньше, уже никогда не будет. Пройдет еще несколько месяцев до того времени, как завалы будут полностью расчищены, и только после этого деревня сможет сфокусироваться на восстановлении.

"Исцеление приходит не просто", - говорит Тили. "Те, кто потерял близких, об этом никогда уже не забудут. Остальные же в основном пришли в себя. У нас тут целый год работал психотерапевт, она выступала со сцены. Многие приходили послушать".

Мэр добавил, что крупный штраф, вмененный владельцу комбината, мог бы помочь в деле восстановления деревни, но надежды на то, чтобы его получить, мало.

"Это только цифра. Будет чудо, если удастся получить эти деньги от компании МAL, но если ущерб будет возмещен, то хотя бы всем станет понятно, что после такой катастрофы от ответственности не уйти", - цитирует "Рейтер".

Йозеф Ковач, житель близлежащего Девечера, где шлам затопил 400 домов, жалуется, что ему пришлось переехать на несколько километров от родного села, как только он получил компенсацию.

"Мы уехали из нашей деревни, потому что у меня беременная дочь. Но ветер до сих пор иногда приносит красную пыль".

Пострадавшим от аварии компания определила компенсации на сумму около 5,5 миллионов евро. Для восстановления виноградников и домохозяйств этого явно недостаточно. Жителям разрушенных деревень остается жить вопреки безразличию капитала и надеяться на самих себя.