Сегодня в России запускается процесс смены вектора экономического развития страны, переход от сырьевой модели экономики к несырьевой. Эти слова еще кажутся лозунгами, но на самом деле идет огромная кропотливая ежедневная работа в этом направлении. И то, что премьер-министр Владимир Путин объявил целью страны создание в ближайшие 20 лет 25 миллионов новых высококачественных рабочих мест в промышленном секторе, на самом деле означает тектонические подвижки как в экономической, так и в политической жизни страны.
В основе концепции массового создания рабочих мест в промышленном секторе лежит разработанный нами этой весной план "Новая индустриализация", который предлагает снижение доли экспорта сырья в экономике за счет массового создания высокопроизводительных рабочих мест в промышленном секторе.
Мы считаем развитие промышленности безусловным экономическим приоритетом, так как именно она является основой любой развитой экономики. Российская экономика за последние 20 лет вернулась в доиндустриальную эпоху. За этот период доля обрабатывающей промышленности в валовой добавленной стоимости и в занятости упала вдвое. Производство в машиностроении, например, за последние 10 лет сократилось в 6 раз.
Только современный развитый индустриальный сектор может обеспечить быстрый и качественный рост экономики, достаточные темпы прироста производительности труда и дать высокий мультипликативный эффект в других отраслях и секторах экономики.
Мы не ограничились написанием стратегии, но также разработали Дорожную карту к ней. Она предлагает обратиться к мировому опыту кластерного развития и начать реформы "снизу" путем создания федеральных промышленных кластеров, очагов территориально-промышленного развития путем отраслевой и межотраслевой кооперации экономических субъектов. При этом государственное финансирование создания кластеров не предусматривается, они должны создаваться на основе частных инвестиций, а меры господдержки должны заключаться в благоприятном администрировании, облегчении доступа к инфраструктуре и налоговых каникулах.
Это естественное решение, позволяющее найти конкретные места, в которых при приложении некоторых усилий можно поддержать всю технологическую цепочку той или иной отрасли.
Мировой опыт показывает: очень многие государства при наличии проблем в экономике, схожих с российскими, именно с помощью развития промышленных кластеров смогли преодолеть кризисные явления в своей экономике. Возьмем очень похожую на нас экономику Бразилии. Еще 10 лет назад структура экспорта в Бразилии была похожа на нашу - она была преимущественно сырьевая, но за счет создания и поддержки промышленных кластеров эта страна на глазах становится индустриальным гигантом и уходит от сырьевой зависимости.
"Деловой Россией" были выработаны критерии отбора кластеров и наиболее перспективные отрасли, в которых они могут быть реализованы. Наши эксперты предложили 28 пилотных проектов, дающих возможность создать в общей сложности до одного миллиона новых высокопроизводительных рабочих мест и привлечь до четырех триллионов рублей частных инвестиций. Это, к примеру, кластер текстильной промышленности в Ивановской области, винодельческий кластер в СКФО, кластеры по производству масла и льна в Вологодской области. Есть проекты кластеров в ядерной энергетике, фармакологии, сельском хозяйстве, микроэлектронике, авиа- и автостроении, несколько проектов кластеров в социальной сфере - частные детские сады, дома для престарелых и др.
Что важно: Дорожная карта новой индустриализации уже одобрена председателем правительства, и соответствующее поручение заняться дальнейшей работой над ней дано министерству экономического развития. Думаю, что в ближайшее время минэкономразвития и "Деловой Россией" будет окончательно согласован список проектов кластеров и начнется конкретная работа по их запуску.
Меня часто спрашивают, почему идеология новой индустриализации (а мы говорим о ней еще с 2008 года) оказалась востребованной именно сейчас? Как мне кажется, потому, что наша стратегия наиболее приближена к земле. Когда власти поняли, что "Стратегия-2020" опять выдаст на выходе очередной макроэкономический проект, они обратились к нашему проекту как к проекту микроэкономическому, позволяющему дать позитивный эффект в обозримой и близкой перспективе, начать преобразования без масштабных социально-экономических потрясений, без "шока" для населения.
Мы предлагаем развернуть "зонтик" государственной поддержки над рядом проектов, опыт которых уже в дальнейшем позволит понять, какие меры господдержки, какая структура госадминистрирования нужны для того, чтобы распространить эту практику на всю страну. Мы избегаем бесконечных макроэкономических споров на высшем уровне, создаем очаги развития в регионах и даем новый источник существования миллионам людей. И еще раз повторю: важно, что все это делается не за счет государственного бюджета, а за счет частных инвестиций.
Если кластеры дадут реальный результат в виде новых рабочих мест, развития вокруг них малого производственного бизнеса, новой налоговой базы, то наша аргументация в пользу системных реформ будет опираться на успешный опыт конкретных проектов. И тогда можно будет говорить о кардинальном улучшении инвестиционного климата в масштабах всей страны, что повлечет за собой, не побоюсь сказать, взрывной рост качества жизни наших граждан.