Сейчас ФАС ведет работу по законодательному улучшению ситуации на рынке, созданию условий для рыночного ценообразования на нефтепродукты, недопущению необоснованного роста цен на них. В этой связи обсуждаем два законопроекта - о рыночном ценообразовании и об обороте нефтепродуктов. В рамках закона о рыночном ценообразовании существует три вида цен, арбитраж между которыми позволяет реально говорить о рыночных ценах.
Это биржевые цены, которые сформированы по правилам, отвечающим рыночному ценообразованию. Правила закреплены в рамках антимонопольного законодательства. В первом чтении законопроект уже был принят Думой на первом осеннем заседании. Приведение правил биржевой торговли в соответствие с нормами антимонопольного законодательства позволит устранить перекосы биржевой торговли, которые зачастую складываются на биржевых площадках, такие, как адресные сделки между "своими" компаниями, разовые сделки крупными партиями, которые не позволяют участвовать в торгах независимым от нефтяных компаний участникам, и многие другие.
Для повышения прозрачности рынка предлагается также на бирже регистрировать все контракты на поставку нефтепродуктов с НПЗ. Информация по конкретным сделкам при этом не будет раскрываться, а обобщенные индексы внебиржевых цен, сформированные по установленным правилам, будут публиковаться на регулярной основе. Это позволит осуществлять внебиржевую торговлю нефтепродуктами на недискриминационных условиях. А значит - создать равные условия конкуренции, и защитить потребителей от необоснованного роста цен.
Третий индекс, который мы предлагаем формировать, - индекс цен, который может формироваться под воздействием цен внешнего рынка. Там будет использоваться формула цены. При этом цены внутреннего рынка будут существенно ниже цен внешнего, поскольку работает такой механизм защиты внутреннего рынка, как таможенно-тарифное регулирование. В результате возможная цена внутреннего рынка формируется обратным отсчетом от цен внешнего рынка, минус пошлина, минус затраты на транспорт от НПЗ до основных центров продажи на внешнем рынке.
Этот механизм ценообразования применяется наряду с первыми двумя, поскольку внутренние рынки связаны с внешними. Реально три четверти по корзине нефти и нефтепродуктов в настоящее время направляются на экспорт, а одна часть остается в России. То есть из всей добытой нефти половина нефти отправляется на экспорт, половина перерабатывается. Из всей переработанной нефти половина нефтепродуктов отправляется на экспорт, половина потребляется внутри страны. Необходимо увеличивать объемы потребления внутри страны и необходимо повышать качество нефтепродуктов. На это нацелена Энергетическая стратегия России.
Похожие формулы применяются при ценообразовании на внутреннем рынке и по газу. Они закреплены соответствующим постановлением правительства. В мировой практике широко распространены формулы, в которых цены на газ привязаны к цене на нефть и цене на базовые нефтепродукты. С соответствующим пересчетом, приведя их к сопоставимому виду, они применяются в долгосрочных экспортных контрактах. Несколько лет назад в рамках совещания между РФ и Евросоюзом прошла дискуссия относительно того, являются ли такого рода долгосрочные контракты, привязанные по формуле цены к определенным рыночным индикаторам, рыночными или нет. По результатам обсуждения стороны пришли к выводу, что долгосрочные контракты соответствуют условиям рыночного ценообразования.
Долгосрочные контракты существуют наряду с контрактами, формируемыми на спотовом рынке. В частности, рынок сжиженного природного газа, как правило, может ориентироваться на цены спотовых продаж. Наряду с долгосрочными контрактами на рынках сетевого газа существуют и организованные спотовые рынки. Скажем, в Великобритании и США проходят как торги на электронных торговых площадках, так и биржевые торги по газу. Соответственно, существует ряд вариаций ценообразования на рынках газа. А ценообразование по формуле цены в настоящее время является наиболее широко используемым способом определения цен в рамках долгосрочных контрактных отношений.
Для рынка газа присуща гораздо большая инерционность, чем для иных рынков. В более сложных условиях приходится добывать газ, в более сложных условиях приходится прокладывать и трубопроводы. Необходимо реализовывать сложные инвестиционные проекты. В этом смысле долгосрочные контракты составляют институциональную основу устойчивого развития этого сектора экономики. Примерно три года назад в России был осуществлен переход на систему долгосрочных (пятилетних) контрактов поставки газа. В их основе лежит механизм расчета цены по формуле, установленной правительством. Дополнительные объемы газа могут реализовываться в рамках различных контрактов как до года, так и более года по договорным ценам.
Мы полагаем, что по газу должна возобновить свою работу электронная торговая площадка. Должна существовать и биржевая торговля газом. При этом эти два инструмента вполне могут существовать параллельно. На электронной площадке (с учетом технологических ограничений по добыче, транспортировке и потреблению) должны регулярно проводиться торги газом на сутки-двое, на декаду, на месяц, на квартал вперед. Эти торги создают основу для применения поставочных биржевых фьючерсных контрактов. Также результаты торгов на электронной торговой площадке позволяют обеспечивать механизм балансировки при исполнении обязательств по долгосрочным контрактам, если поставляемые (потребляемые) объемы газа начинают отклоняться от ранее оговоренных.
На этапе внедрения долгосрочных контрактов поставки газа Межрегионгаз попытался применять повышающие коэффициенты за перебор газа в размере, существенно превышающем уровни, установленные в Правилах поставки газа. Мы с самого начала предупредили Межрегионгаз о недопустимости применения таких повышающих коэффициентов, которые фактически увеличивали цену на газ в случае его перебора в 3-4 раза. Компания к нашим замечаниям не прислушалась и начала массово навязывать эти условия. И напрасно - меры антимонопольного реагирования были приняты незамедлительно. ФАС России возбудила серию дел о нарушении антимонопольного законодательства. Ряд из них завершился рассмотрением в Высшем арбитражном суде. Решения были вынесены в нашу пользу. Суммарный размер начисленных штрафов превысил миллиард рублей.