Алексей Чеснаков: Реальные шансы пройти в Думу имеют только парламентские партии

Несмотря на обилие на неделе различных событий, одна из дат в первую очередь привлекает внимание политизированной публики - во вторник 4 октября избирательная кампания перешла очередную важную временную границу: до декабрьских выборов в Государственную Думу осталось ровно два месяца.

С этого момента началась первая фаза агитационной кампании (правда, все еще без самого важного ресурса - телевидения, которое подключится в ноябре). Именно с этого момента партийные машины работают полным ходом. Именно с этого момента начинает медленно, но верно определяться в своих предпочтениях огромное количество избирателей, которые еще несколько дней назад затруднялись ответить, за какую партию они готовы проголосовать.

Хотя все партии заранее готовятся к этим датам и составляют далеко идущие планы, разглядеть у них признаки чрезвычайного напряжения пока не получается. Похоже, что участники кампании всего лишь "тестируют" информационное поле, озадаченные произошедшими в конце сентября изменениями в намерениях на будущее у руководителей государства и правительства.

Конечно, завоевание крупнейшими игроками основных частей электорального пространства давно уже произошло. Партии "разобрали" своих сторонников и в оставшиеся два месяца будут в первую очередь концентрироваться на завоевании так называемого болота. При этом расчеты на то, что неопределившиеся какой-либо заметной группой перейдут к аутсайдерам рейтингов - "Правому делу", "Патриотам" или "Яблоку", - минимальны.

На данный момент реальные шансы пройти в Думу имеют только парламентские партии. Расклад политических сил в преддверии выборов не вызывает сомнений относительно тех, кто уже гарантированно проходит в будущую Думу и кому в ней будет принадлежать большинство. Хотя до самого конца кампании интригой будет вопрос о том, каково будет качество этого большинства - конституционное или простое.

Не убедив избирателей содержанием, многие игроки пытаются аргументировать свою позицию цифрами различного рода рейтингов и прогнозов. По мере приближения выборов спрос на такой продукт растет в геометрической прогрессии. И каждый раз, выдавая на гора очередные результаты, социологи становятся вольными или невольными участниками и объектами всевозможных информационных войн и провокаций. Поводов много: то журналисты переврут, то кандидаты обидятся, то коллеги выдадут невесть откуда взявшиеся цифры. В общем, нужно быть готовыми к очередной битве интерпретаторов.

Стратегии крупных игроков и их "находки" не уникальны - в обществе явно сохраняется запрос на стабильность и "политклассику".

В любой предвыборной риторике всегда много фальши и обещаний, а уж в последние дни до выборов - особенно. В нашей ситуации не до лукавства. Хотя до сих пор не все партии представили свои идеи и лозунги избирателям, имеющиеся в наличии ясно показывают, что упор у большинства из них будет сделан на традиционные слоганы. Разумеется, оппозиция будет заметно "сдабривать" их традиционными же нападками на правящую партию, с переменными заигрываниями на националистическом и социальном радикализме.

Будет ли неопределившийся избиратель сколько-нибудь восприимчив к такому идеологическому "коктейлю" - увидим уже в ближайшие дни.