Несколько лет назад по московскому телевидению была показана запись Владимира Высоцкого, сделанная в Югославии в 1974 году во время съемок фильма " Единственная дорога". Стоя на берегу, он читал свои потрясающие строки, посвященные черногорцам: "А умирать почетно было, / Средь пуль и матовых клинков, / И уносить с собой в могилу / Двух, трех врагов, двух-трех врагов".
Сегодня в Подгорице, на берегу реки, у самого моста в центре города стоит памятник русскому барду. На пьедестале выбиты слова: "Мне одного рождения мало, Расти бы мне из двух корней, Жаль, Черногория не стала Второю Родиной моей".
Все вышеприведенные цитаты могли бы стать прекрасным и очень емким эпиграфом к биографии человека, любившего повторять : "У меня есть две родины: Черногория и Россия". Генерала Российской императорской армии, героя борьбы за освобождение славян от турецкого владычества Йована Поповича-Липоваца. Поэта, этнографа, воина. Йован, которого в России звали Иван Юрьевич, был участником восьми войн, несколько раз получил тяжелые ранения и контузии. Он уцелел в немыслимой резне во время первого Ахал-текинского похода. За свои подвиги в боях с турецкими частями во время балканской войны 1877-1878 гг. Попович-Липовац получил орден святого Георгия. После боев в Маньчжурии в период русско-японского противостояния 1904 г. слава о храбрости черногорца была такова, что там, в далеких степях, до сих пор существует сопка Липоваца. А во время великой войны 1914-1918 гг. черногорец воевал плечом к плечу с Брусиловым и Корниловым.
Йован Попович-Липовац родился в Черногории в 1856 году, а умер во Франции в 1919-м и был похоронен на знаменитом русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. За его гробом шли члены черногорской королевской семьи, впрочем, уже изгнанные со своей родины. Представители сербов тоже провожали Поповича в последний путь. Премьер-министр Франции Жорж Клемансо прислал своего адъютанта, чтобы выразить уважение Франции к этому удивительному человеку.
Через два года умер и обрел последний приют в русской церкви в Сан-Ремо бывший король Черногории Никола, чьим любимцем долгое время считали Липоваца. Король несколько лет буквально ни на день не расставался с Йованом, пока дворцовые интриги не разрушили эту дружбу. Ценили черногорского воина и русские императоры. Император Александр II за воинскую доблесть даровал ему имение в Таври, а Николай II снова принял на службу в русскую армию, когда Липовац-Попович приехал в Россию после опалы на родине.
Но кроме отчаянного, какого-то нечеловеческого мужества у Йована Поповича-Липоваца был незаурядный поэтический и исследовательский талант. Во время бесчисленных походов он писал стихи, ныне являющиеся гордостью балканской литературы. Без его книги "Россия и Черногория со времен императора Петра I" и сегодня не обходится ни один исследователь, желающий глубже понять историю отношений наших стран. Еще благодаря Йовану черногорцы и в наши дни могут читать стихи Лермонтова и Мицкевича в его переводе.
Сегодня имя поэта вернулось в нашу историю. Сделали это сотрудники Дома русского зарубежья: военный историк Александр Петров и журналистка Наталья Клевалина, только что выпустившие в московском издательстве "Русский путь" книгу "Йован Попович-Липовац: воин, поэт, ученый".