Под Воронежем обнаружен самолет времен войны

Легкий бомбардировщик Дуглас А-20 "Бостон" почти 70 лет пролежал в кукурузном поле близ селя Вязноватовка Нижнедевицкого района. Активисты молодежного движения из Воронежа при помощи местного сельхозпредприятия извлекли с полутораметровой глубины оба двигателя самолета, шасси и останки одного из летчиков.

О том, что неподалеку от села лежит сбитый во время войны самолет, в Вязноватовке знали давно - место его падения выделялось на поле светлым пятном. Почва здесь меловая, взрытая самолетом при падении порода четко указывала место катастрофы. Были и очевидцы. "Я узнал о нем от Мишки Окорокова и его брата, - рассказал заведующий гаражом сельхозпредприятия "Вязноватовское" Иван Богатырев. - Летом 42-го увидели они низко летевший самолет. Потом парашютист выпрыгнул - они подумали, что это немецкий десант, и начали стрелять по нему. Парашютист в речке спрятался и оттуда на них матом. Ребята поняли, что русский, и вытащили - у него ноги прострелены были. Говорят, он приезжал потом, но правда или нет - не знаю".

Несколько раз в Вязноватовку наведывались охотники за военно-историческими трофеями, выясняли, где самолет лежит. Когда узнавали, что советский, сразу уезжали - за немецкие самолеты правительство Германии и коллекционеры бешеные деньги платят, а с нашими одна морока: летчиков опознавать и хоронить надо, а самолет все равно в музей отберут… Наконец, два месяца назад появились общественники. Они обследовали поле с металлодетектором - прибор показал наличие больших масс металла, - затем дождались, пока селяне уберут кукурузу и приступили к раскопкам. Лопатами активисты выкопали фрагменты крыла и остатки шасси - судя по всему, перед столкновением с землей бомбардировщик перевернулся. Когда был обнаружен двигатель, председатель "Вязноватовского" Валентин Данилов выделил ребятам экскаватор.

"Тракторист попытался подковырнуть двигатель за цилиндры, но лопнуло железо на ковше, - рассказала участница экспедиции Анна Выродова. - Пока его ремонтировали, мы пытались подкопать находку вручную. Затем трактор вернулся и было решено дергать двигатель, но лопнул трос. Наконец, находку обкопали со всех сторон и вытащили ковшом".

Вместе с мотором подняли и фрагмент пропеллера - одна из лопастей осталась на редукторе. Также были найдены части крыла и кабины, куски взорвавшихся пулеметных лент и останки одного из членов экипажа. "Мы считаем, что откопали кабину штурмана. Удар о землю был настолько мощным, что бронированную обшивку разорвало на куски, а кости разбросало в радиусе пяти метров". - сообщила Выродова. Экипаж "Бостона" состоял из трех человек: штурмана, пилота и стрелка.

Из ямы был поднят также пистолет ТТ. Пролежав в мелу долгое время, оружие сильно окислилось, узнать его номер без дополнительной обработки невозможно. "Ничего, мы его почистим: солярочкой, потом олифой, пастой гоя, - заверил директор местного музея Валерий Шипицин. - А пропеллер установим, как памятник летчикам". Раскопки продолжаются. По сохранившемуся номеру двигателя активисты надеются установить личности погибших.

"В начале июля 1942 года под Воронеж была направлена 3-я ударная авиагруппа резерва Верховного главнокомандования: три бомбардировочных авиаполка и два истребительных. Они были укомплектованных исключительно импортной техникой: бомбардировщиками "Бостон" и истребителями "Аэрокобра". Перед авиагруппой стояла задача задержать танковые колонны гитлеровцев, наступавшие на Воронеж, - рассказал военный историк Виталий Латарцев. - Бомбардировщики базировались в Тамбове, Липецке, Мичуринске и в Воронеже на площадке "Б" (нынешний аэродром Балтимор). Занимались они разведкой и бомбардировкой механизированных колонн вермахта на северо-западе области. Сбивали "Бостоны" часто - в архивах сохранился послужной список обер-лейтенанта люфтваффе Генриха Ветца, на счету которого десятки сожженных Дугласов. Несколько бомбардировщиков упали в реку Потудань в Острогожском районе. Они летали на бомбежку поймой реки, ниже уровня берега, а немцы на высотке устроили аэродром перехвата, откуда мессершмитты в упор расстреливали возвращавшиеся с задания "Бостоны". Вполне возможно, что найденный самолет принадлежал к 861-му БАП, командовал которым Николай Никифоров. В сентябре 41-го он прославился тем, что подобрал, сев на вражеской территории, экипаж подбитого бомбардировщика. А в 42-м погиб, направив горящую машину на переправу с немецкими танками".