Во время деловой программы недавно прошедшего Петербургского инновационного форума не раз звучало: России трудно интегрироваться со своими инновациями в мировую экономику. Более того, выяснилось, что без популярного разъяснения, что такое инновации и зачем они нужны, население страны вообще не поддерживает огромных трат на инновационную гонку.
По результатам проведенного пиар-специалистами завода "Микрон" исследования, население Северо-Запада считает инновации прикрытием для дележа государственных денег; а нашу науку и хай-тек - неконкурентоспособными. Также топ-менеджеры и чиновники, не являющиеся техническими профессионалами, часто показывают свою некомпетентность в вопросах, о которых говорят, что и породило в целом мнение, что они ни капли не понимают предмета своей работы. Из всех инвестиций в развитие различных отраслей, "простить" опрошенные готовы только большие вложения в оборонную промышленность, так как считают это оправданным. При этом больше всего доверяют вложениям в любые инновационные коммерческие производства на экспорт, там, где нет госзаказа.
Старший эксперт департамента по связям с общественностью "Роснано" Сергей Филиппов пояснил, что народу не понятна "инновационная лихорадка" в стране. Например, не все считают, что нам вообще нужно пытаться развить свое авиа- или автопроизводство, микроэлектронику, машиностроение.
Вице-президент фонда "Сколково" по взаимодействию с органами государственной власти и общественностью Станислав Наумов не поверил результатам опроса.
- Люди просто не знают реальной ситуации, - рассказал он "РГ". - Наша наука не отстала от мира, просто она работает по-другому. Сейчас заказчиком основных решений являются крупные транснациональные корпорации. Они понимают, что нужно потребителям.
Исходя их этого, "Сколково" выбрало пять приоритетных направлений, в которых заинтересованы и крупные мировые компании, и наше государство. Как рассказал Наумов, две области, в которых мы должны сохранить лидерство, оставшееся нам с советских времен, - это космос и ядерная энергетика. А вот в биомедицине, энергоэффективности и сфере высоких технологий придется наверстывать упущенное. По словам Наумова, критическое отношение населения к инновациям и институтам развития вроде "Сколково" и "Роснано" не имеет под собой оснований и вызвано просто недостатком информации.
У руководителей регионов тоже нет четкого единого понимания инновационного развития, разные точки зрения на инновационную политику. По словам директора Института инноваций инфраструктуры и инвестиций Марины Удачиной, один и тот же регион может давать совершенно разные показатели, в зависимости от расставленных акцентов. Например, в рейтинге инновационности Иркутская область на 12 месте, а по инновационной активности - лишь на 47-м. В целом же необходимый объем иннопродуктов выдают только 50 процентов регионов России. Речь не идет о смене или коренной трансформации экономики, но многие руководители на местах этого не понимают.
- Когда началась "инновационная гонка", регионам поставили задачу действовать как угодно в определенных рамках, - рассказала она. - В итоге у 50 регионов наработана правовая база, у 30 - готовы программы инновационного развития. Однако не все в равных условиях, все уникальны. Не везде власти могут создать такие условия для развития сектора, чтобы он вносил ощутимую долю в ВРП. Один из недооцененных факторов удачного создания и внедрения инноваций - среда, и лишь 11 процентов регионов такой средой обладают.
Представители научно-исследовательского подразделения компании General Motors поделились во время форума своим видением из-за рубежа того, что происходит в сфере науки и высокотехнологичного производства в России. По их мнению, у российских разработчиков остался высокий уровень компетенции в областях, которыми так славился Советский Союз. Однако основные проблемы в том, что России никак не интегрируется в мировую экономику, так как долгое время наши разработки развивались "за закрытыми дверями". Однако именно поэтому у нас все еще есть наработки, которые превосходят западные, так как создавались самостоятельно. Сейчас сложно наладить взаимодействие, например, в автопроме - в России до сих пор не существует некоторых стандартных компонентов. Тем не менее, это не мешает американской компании надеяться на внедрение новых видов авто, произведенных совместно с русскими.
Мидхат Шагиахметов, министр экономики Татарстана, участник программы Петербургского инновационного форума - 2011:
- Чтобы внедрять инновации, должно быть желание не только руководителей территории, но и муниципалитетов, предприятий. Также должна быть создана возможность для их реализации - так, например, Татарстан обладает мощной научной базой, в республике функционируют федеральный и два национальных исследовательских университета. Кроме того, должна быть среда креативных людей, нацеленных на внедрение чего-то нового. Когда эти три составных элемента начинают работать как одна система, именно тогда создаются условия для внедрения востребованных инноваций.