В будущем году будет создана сеть продуктовых магазинов нового формата. Частникам в развитии торговли и модернизации поможет крупная международная компания-сетевик, на добровольных началах решившая поддержать малый бизнес.
- По условиям франшизы, участники программы не будут платить за использование бренда, за торговое оборудование, - поделилась представительница немецкой компании Оксана Токарева. - Все маркетинговые исследования группы, помощь в организации торгового пространства магазинов абсолютно бесплатны. В качестве платы за все эти услуги могут выступить обязательные закупки у нас, однако это еще не точно.
Программа модернизации магазинов розничной торговли должна повысить конкурентоспособность малых предприятий в нынешних условиях российского рынка. Как заявил генеральный директор компании Йерун де Гроот, ему как иностранному предпринимателю особенно заметно, в каких нелегких условиях сейчас пребывают наши предприятия малого бизнеса, поэтому их расходы при вхождении в новую сеть постарались всячески минимизировать.
По словам Гроота, участникам новой сети придется разве что считаться с единой ценовой политикой. Полная же модернизация магазина может обойтись в сумму от 200 тысяч до 2 миллионов рублей. Сюда входит переустройство торгового зала, замена оборудования, смена формата работы с клиентом - переход на самообслуживание вместо обслуживания за прилавком. Однако затраты бизнесменов скоро окупятся - по итогам исследований, прошедшие модернизацию городские магазины увеличивают свой оборот на 50 процентов, средняя сумма трат покупателей возрастает на треть. Это куда более наглядные итоги, чем любые госпрограммы поддержки малого бизнеса.
Подобная схема оказания помощи предприятиям мелкой торговли может стать альтернативой правительственной политике в области распространения магазинов шаговой доступности.
По данным исследований, в Петербурге и Ленобласти всего около 10 тысяч мини-маркетов, павильонов и розничных продуктовых магазинов малого формата. Развивать магазины шаговой доступности с 2006 года в Петербурге пытается городское правительство. Однако представители малого бизнеса не всегда называли эту программу благом, к тому же она с самого начала пошла "криво". Так, по данным Петербургской ассоциации предприятий малого бизнеса в сфере потребительского рынка, на деле точки открываются там, где они не нужны, в перенасыщенных торговлей районах, где они не выдерживают конкуренции с находящимися буквально через дорогу крупными сетевиками. Несмотря на то что открываться магазины шаговой доступности должны были в так называемых депрессивных районах, испытывающих недостаток торговых площадей. Представители бизнеса склонны считать, что это не совсем честная политика, так как новые точки в разных районах города часто принадлежали одним и тем же фирмам, магазины возводили, ликвидируя скверы, парковки, детские площадки. В городе есть несколько проблемных адресов, где местные жители активно протестуют против появления подобных магазинов. Часто для их появления сносились существовавшие ранее торговые точки с продуктами первой необходимости, фруктами и зеленью, промтоварами под предлогом другой программы - борьбы с ларьками. Статус магазина шаговой доступности давал ряд преимуществ: возможность заключать аренду на срок до десяти лет, освобождение от внесения увеличенного первого платежа, вероятность субсидий из бюджета. Именно поэтому малый бизнес не верил в справедливую возможность получить право начать работу на таких условиях - слишком много было желающих.
Теперь же свой уровень могут повысить уже существующие в Петербурге "магазины у дома". До конца 2012 года в планах иностранных партнеров вовлечь около 12 тысяч клиентов в программу и создать дополнительные способы поддержки малого бизнеса.