Глава Центризбиркома РФ Владимир Чуров выпустил в свет книгу своих воспоминаний о театральном Ленинграде 1960 - 1980-х годов "Корзина со старыми театральными программками".
Программки он собирает всю жизнь, складывает в хронологическом порядке и объясняет этот "занудный педантизм" каплей в себе немецкой крови. Если программки не доставалось, Чуров делал с нее машинописную копию. Со временем коллекция составила не одну сотню экземпляров, но глава ЦИК не расстался с ней даже после переезда в Москву.
Теперь памятки театрального Ленинграда второй половины прошлого века легли в основу книги, которую сам Владимир Чуров называет "мемуарами театрального зрителя".
- Большинство историй, которые рассказаны здесь, невозможно обнаружить в Интернете, - рассказывает он, - а фотографии просто уникальны, многие из них никогда не публиковались.
По воспоминаниям "театрального зрителя", в 60-70 годы прошлого века в Ленинграде был невероятно популярен театр Ленинского Комсомола, который сейчас называется "Балтийский дом". С этим театром автор книги давно дружит и признается, что нынешний труд вырос из приветствия одноименному театральному фестивалю. Этот восьмистраничный очерк его буквально заставил написать директор театра Сергей Шуб, апеллируя к тому, что Чуров - "домовой Балтийского дома".
Одним из главных героев "Корзины" стал режиссер и актер музыкальных спектаклей Владимир Воробьев, несколько лет бывший одним из трех "консулов" - молодых режиссеров во главе Ленкома. На этой же сцене Александр Товстоногов поставил первый советский мюзикл "Вестсайдская история", зародивший любовь между Эммануилом Виторганом и Аллой Балтер - на фото в книге это видно невооруженным глазом. Но искать в книге "особенных" подробностей было бы ошибкой.
- Здесь про всех написано хорошо, - говорит автор - Я не умею никого обижать.
Издание получилось уникальным и с точки зрения полиграфии. Для текста автора выбрали мелованную бумагу, черно-белые фото прежних лет отпечатали на глянцевой, а вот бумага театральных программок возвращает читателей в прошлое. Такую бумагу - серо-коричневую, шершавую, но тонкую - в Ленинграде называли "туалетной".
Владимир Чуров признался, что во время работы над книгой буквально отдыхал душой, "отвлекался от перипетий выборов разного уровня в Российской Федерации", несмотря на то, что приходил поздно, и "окунался в то, что произошло вот уже 40 лет назад".
- Это не театроведческий труд, - подчеркивает он. - Наверное, эта история должна получить продолжение, но писать его должны уже профессионалы.
"Корзина со старыми театральными программками" - это уже третья книга Владимира Чурова. Гости презентации пожелали ему теперь обратиться к художественной литературе и заняться, например, написанием пьес, поскольку на нынешней работе он "имеет возможность ежедневно наблюдать "битвы титанов". А "Корзина", вероятно, совсем скоро станет библиографической редкостью. Книга издана тиражом всего в две тысячи экземпляров. Большинство из них Чуров наверное раздарит свои друзьям и знакомым, которые стали героями книги. Гостями презентации стали актеры Борис Голкин, Виктор Костецкий, Николай Мартон, Вадим Яковлев, режиссер и театральный критик Александр Белинский, режиссер Римас Туминас. Многих из героев уже нет на свете, и напомнить о них Владимир Чуров считает одной из главных своих задач.
- В современных учебниках этому периоду посвящено всего две-три страницы, - говорит он. - Необходимо напомнить, что с 1965 года,а, может быть, и раньше - в нашей стране репертуарный театр развивался активно и русле всех мировых тенденций.
Тем временем
В рамках театрального фестиваля "Балтийский дом" в Петербурге накануне состоялось еще одно знаменательное мероприятие. Почетный зрительный ряд Балтийского дома перед зданием театра пополнился креслом художественного руководителя Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова, художественного руководителя Государственного Вильнюсского Малого театра Римаса Туминаса. Ранее здесь получили свои места режиссер Кама Гинкас и актер Донатас Банионис.
Александр Белинский, режиссер, театральный критик:
- В эти тяжелые для великого русского репертуарного театра времена такая книжка необходима - есть человек, который что-то помнит и что-то любит. Здесь упомянуты люди, которые заслуживают того, чтоб о них упоминать. Я очень благодарен автору за Карло Гоцци - с его "Зеленой птички" начиналась моя театральная жизнь, а в книге на двух страницах автор защитил его от невыигранной битвы с Гольдони. И еще от себя лично благодарен Владимиру Евгеньевичу Чурову за первое подробное упоминание о режиссере Владимире Егоровиче Воробьеве.