Федеральный дорожный фонд позволит до 2016 года направить более 1,5 триллиона рублей на развитие дорожного хозяйства России.
Об этом замминистра транспорта РФ Олег Белозеров заявил на Международной выставке-форуме "Дороги XXI века", которая проходит в Ставрополе. Он отметил, что уже в будущем году объем федерального дорожного фонда может вырасти с запланированных 380 млрд рублей до 450 млрд рублей.
- Сейчас в федеральный дорожный фонд на будущий год заложено поступление 380 млрд рублей, - сказал он, - но эта цифра не последняя. Принят ряд важнейших решений, которые приведут к изменению в бюджете.
Существовавшая в России с 1992 года система дорожных фондов была ликвидирована в 2002 году. "Крест" на фондах в тот момент поставили коррупционные скандалы и нецелевое использование средств властями субъектов. После ликвидации фондов деньги на дороги стали выделять федеральный или региональный бюджеты. Но лучше не стало - к проблемам нецелевого использования средств и коррупции добавилась практика запоздалого финансирования дорожных проектов. Деньги приходили как раз "к первому снегу", когда строить или ремонтировать дорогу было, мягко говоря, проблематично.
В итоге было принято решение воссоздать систему дорожных фондов. Соответствующий закон вступил в силу весной этого года, и у регионов теперь есть не только возможность более масштабного финансирования дорожного хозяйства, но и долговременного планирования:
- Как только будет доработано законодательство, можно будет смотреть вперед и на 10 лет, и на 20 лет, и на 30 лет, - отметил Белозеров, - это позволит привлекать в дорожную отрасль инвестиции и даст возможность качественно осуществлять строительство дорог.
Немаловажно, что фиксированная часть бюджета федерального дорожного фонда будет индексироваться в зависимости от роста инфляции. Остальные деньги в фонд будут поступать от дополнительных акцизов на нефтепродукты. Эти поступления, по оценке замминистра, составят 100 млрд рублей в год.
Местная власть тоже не должна "сидеть на месте" - Белозеров предложил создавать дорожные фонды на муниципальном уровне и решать проблемы внутриквартальных дорог в рядах муниципалитетов. "Это будет определенная новация. Есть проблемы с наполнением дорожных фондов, но я рекомендовал бы в ряде муниципалитетов с этим вопросом поэкспериментировать".
Поактивнее надо быть и властям субъектов - размер дорожных фондов в регионах на следующий год, по большей части, пока не определен. Кроме того, по словам замминистра, "местные финансовые органы эти цифры серьезно занижают". Пока только 20 регионов приняли законы о создании фондов, "но все субъекты РФ должны будут принять их в ближайшее время", - уверен Белозеров.
Губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский рассказал, что в крае дорожный фонд начнет работать с будущего года. Его капитализация составит 6,3 миллиарда рублей. Приоритетом станут внутригородские и внутрипоселковые дороги. На Ставрополье 59 малых населенных пунктов имеют сложности с круглогодичным доступом к автотрассам. Чтобы их решить, надо будет построить и реконструировать как минимум 300 с лишним километров муниципальных дорог.
Дорожники тоже готовы сделать качественный рывок - объем ремонта дорог в России к 2014 году планируется довести до 9-10 тыс. километров год, заявил руководитель Росавтодора Анатолий Чабунин. Одна из проблем на сегодняшний день для федеральных трасс - так называемая "нагрузка на ось", которая намного выше, чем было заложено при проектировании:
- Сегодня у нас более 30 процентов федеральных дорог построены и эксплуатируются с нагрузкой 6 тонн, а разрешенная - 11,5 тонны, а если говорить честно, то и больше, - подчеркнул Чабунин, - да еще многие перевозчики перегружают свои машины так, что под ними земля трясется!
Чтобы решить эту проблему, Росавтодор будет постепенно увеличивать объем капитального ремонта дорог федерального значения и к 2017 году рассчитывает привести всю федеральную дорожную сеть в соответствие с нормативами.