05.10.2011 23:50
    Поделиться

    Депутаты приняли в первом чтении поправки в закон о госохране

    В сложных ситуациях, угрожающих их жизни и здоровью или препятствующих парламентской деятельности, депутатов и сенаторов могут взять под охрану. Государственную.

    Вообще-то и сейчас нередко увидишь народного избранника в сопровождении плечистого молодца. Но это, так сказать, частная инициатива самих депутатов и сенаторов, не стесненных в средствах, которые могут себе позволить личного телохранителя. А сейчас все будет по закону. Вчера Госдума приняла в первом чтении поправки в закон о государственной охране, которые расширяют круг лиц, имеющих право на обеспечение государственной охраной.

    Сейчас таким правом пользуются президент, председатель правительства, генпрокурор, руководитель Следственного комитета, спикеры обеих палат Федерального Собрания, председатели Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов. Президент, впрочем, и по действующим нормам своим решением может расширить этот круг охраняемых, добавив в него и "иные лица", занимающие высокие государственные должности.

    В законопроекте предложена новая редакция, где больше определенности: "По решению президента Российской Федерации государственная охрана может быть предоставлена членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, федеральным государственным служащим и иным лицам".

    Возможно, еще и поэтому думцы, которые вчера не упускали ни одного даже самого маленького повода для дискуссии, легко и без лишних вопросов согласились поддержать законопроект, признав, по словам члена Комитета ГД по безопасности Алексея Волкова, "назревшую необходимость решения проблем законодательного упорядочения отношений в сфере государственной охраны". В отредактированном тексте, о деталях которого рассказал думцам статс-секретарь - замдиректора Федеральной службы охраны Виктор Тарасов, уточняется также, что госохрана предоставляется членам президентской семьи, проживающим совместно с ним или сопровождающим его в поездках, в течение срока исполнения им своих полномочий.

    Законопроект поясняет суть охранных действий - организовывать и осуществлять в пределах своих полномочий безопасное питание, бытовое обслуживание, проводить на охраняемых объектах инструментально-техническую и лабораторную диагностику, эвакуацию и уничтожение любых предметов, вызывающих малейшее подозрение в принадлежности к взрывчатым веществам и диверсионно-террористическим средствам или устройствам для несанкционированного доступа к информации. От сотрудников ФСО требуется также "поддерживать общественный порядок, необходимый для обеспечения безопасности объектов государственной охраны на охраняемых объектах" и на трассах, по которым едут люди из охранного круга. И принимать меры по устранению обстоятельств, препятствующих осуществлению государственной охраны, обеспечивать в необходимых случаях сопровождение транспортных средств, в которых следуют "объекты", взятые под госохрану.

    Кроме того, в действующее законодательство вносятся изменения, позволяющие сотрудникам ФСО приостанавливать или временно ограничивать использование земельных участков и водных объектов при проведении охранных мероприятий, а также вносить в органы госвласти и местного самоуправления, организации и общественные объединения представления об устранении причин и условий, порождающих угрозу безопасности объектов госохраны. Эти представления обязательны для исполнения .

    подробности

    Насколько изменятся возможности Федеральной службы охраны в случае принятия депутатами закона о госохране в новой редакции?

    Если судить о внешней стороне работы этой спецслужбы - то никак. Простой человек не знает нюансов и технологий госохраны, для обывателя ФСО - набор стереотипов и образов: бронированные черные "Мерседесы S-600 Пульман" и "Гелендвагены", мотоциклисты эскорта, плечистые телохранители за спинами первых лиц.

    Эти стереотипы останутся неразрушенными. Хотя поправки расширяют перечень лиц, которые могут получить государственную охрану: по решению президента это могут быть "иные лица", не входящие в давно сформированный законом перечень охраняемых высших чинов. Кто наиболее вероятные кандидаты в эти "иные"? Совершенно разные люди, например приехавший к нам с визитом глава ЮНЕСКО. Такие гости не проходят по списку "глав иностранных государств", поскольку их организации надгосударственные. Но можно ли их оставить без охраны?

    Другой случай: руководитель палаты парламента складывает полномочия и формально теряет право на госохрану. Но при этом остается носителем гостайн и может быть в списке приоритетных целей террористов.

    Наконец, самая обсуждаемая ситуация: охрана церковных иерархов. Можно сколько угодно отделять Церковь от государства, но личная безопасность первых лиц ведущих конфессий будет задачей правоохранителей. Просто потому, что выстрел в такого человека потрясет миллионы людей.

    Значит ли все это, что бронированных "Мерседесов" с "мигалками" первых лиц станет больше на дорогах? Как поясняют сотрудники спецслужб, между поправками, обсуждаемыми в Госдуме, и количеством автомобилей ГОНа (Гаража особого назначения) нет прямой связи. Ведь и Патриарха РПЦ, и глав межгосударственных организаций, и бывших первых охраняют и сейчас. Закон это позволяет, но, как поясняют юристы, на основании подзаконных актов, включая внутренние приказы.

    Кстати, для сведения: на машинах первых лиц никаких "мигалок" не стоит. Так что если вы видите "Мерседес" с законно установленным спецсигналом, то, как это ни парадоксально, это означает, что в его салоне далеко не первое лицо государства.

    Кроме того, сотрудники ФСО, согласно тексту закона в новой редакции, будут следить за питанием охраняемых лиц, контролировать санитарно-эпидемиологическую обстановку на охраняемых объектах, а при острой необходимости смогут забирать (официально: "принимать в пользование") автомобили и другое имущество организаций и физических лиц.

    Насчет контроля за продуктами для стола охраняемых лиц и экологии спецобъектов, полагаю, все ясно. Спецслужбы этим занимались еще при царе: ФСО официально ведет свою биографию с осени 1881 года, когда Александр III создал специальную службу охраны, начальнику которой подчинили и личного повара императора, и дворцовую стражу. За последующие 130 лет порядок принципиально не менялся. Но раньше эти положения были закреплены не в федеральном законе, а в ведомственных инструкциях.

    Что касается права останавливать и изымать наши авто, то и эта норма "перекочевала" из действующих Правил дорожного движения. Согласно которым водитель обязан предоставлять транспортное средство сотрудникам федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности: "в случаях, предусмотренных законодательством".

    Массовых изъятий, впрочем, ожидать не стоит. ГОН достаточно неплохо обеспечен автомобилями, и ваше авто спецслужбе может потребоваться лишь в экстраординарной ситуации.

    Поделиться