Всероссийские школьные олимпиады - одно из важнейших достояний отечественной системы образования. Они дали путевку в жизнь многим поколениям ученых, преподавателей, специалистов. Об итогах последних олимпиад и перспективах их развития "РГ" рассказал председатель оргкомитета ВОШ ректор Государственного университета - Московского физико-технического института, член-корреспондент РАН Николай Кудрявцев.
Российская газета: Николай Николаевич, не так давно было принято новое положение о Всероссийских школьных олимпиадах. Отразилось ли это на составе участников, на результатах?
Николай Кудрявцев: Да, действительно, произошли некоторые изменения в регламенте проведения олимпиад. Прежде было пять туров, теперь лишь четыре: первый - школьные олимпиады, в которых принимают участие около 7 миллионов ребят, второй тур - районный, затем областной и, наконец, заключительный - всероссийский. Олимпиады проводятся по 21 предмету. В последнем всероссийском туре участвуют примерно 4,5-5 тыс. школьников.
РГ: Значит, все обошлось без организационных сложностей?
Кудрявцев: Для оргкомитета прошедший год был несколько нервным. Возникали задержки с поступлением финансовых средств в вузы, в которых проводились олимпиады, из-за ФЗ N 94. И я очень благодарен тем людям, которые, несмотря на сложности, это все-таки сделали, министерству образования и науки, региональным администрациям, которые подключились и работали в напряженном режиме, чтобы олимпиады состоялись.
РГ: Меняется ли уровень подготовки школьников, участвующих в олимпиадах?
Кудрявцев: В них участвуют самые одаренные дети России, особенно если говорить о третьем и четвертом турах, поэтому их уровень высокий стабильно.
РГ: Победители Всероссийских олимпиад имеют важную льготу - могут вне конкурса поступать в институты. Ходят разговоры, что из-за них не могут поступать в престижные вузы другие выпускники школ, не участвующие в олимпиадах.
Кудрявцев: На самом деле эту льготу имеет очень мало ребят - победители и призеры финального тура, всего примерно 1,5 тыс. Это капля в море по сравнению с олимпиадами, которые проводят вузы победа там дает аналогичную льготу. Там цифры минимум раз в 10 больше.
РГ: А сколько олимпиоников вы приняли в Физтех в этом году?
Кудрявцев: Из года в год около четверти победителей Всероссийских олимпиад по математике и физике идут к нам. Это самые лучшие наши студенты.
РГ: Как складываются судьбы победителей олимпиад ?
Кудрявцев: Бывшие победители, как правило, отлично учатся, идут в науку, сами преподают. У нас при университете есть центр работы с одаренной молодежью, там студенты и аспиранты из числа олимпиадников активно работают. Еще есть заочная физико-техническая школа, они и там занимаются с детьми. И, кстати, директор этой школы Артем Воронов - в прошлом золотой медалист международной олимпиады по физике.
РГ: В проекте новых правил приема в вузы есть пункт о том, что победители олимпиад смогут использовать свою льготу для поступления только в один вуз, а в другие будут поступать на общих основаниях. Как вы считаете, это справедливо?
Кудрявцев: Честно говоря, разрешение одновременно подавать документы в разные вузы и на разные факультеты очень осложняет работу приемной комиссии. Несколько опций, конечно, создают для поступающих более комфортную среду. Но когда ребята, а точнее сказать, их родители, начинают метаться из вуза в вуз, абитуриент полностью теряет ориентир,он уже сам не знает, чего хочет.
РГ: А какие предметные олимпиады сегодня самые популярные?
Кудрявцев: Число участников по всем предметам примерно одинаково. Отрадно, что в последнее время интерес молодежи к точным наукам опять растет и это связано с большими инновационными достижениями последнего времени во всем мире, в том числе и с Нобелевской премией наших выпускников Андрея Гейма и Константина Новоселова. Понятие "точные науки" сейчас необходимо уточнить, ведь и в биологии сегодня столько математики, да и медицина активно ее применяет. Эту тенденцию мы четко чувствуем - все последние годы конкурс в наш технический вуз растет.
РГ: Как и в большом спорте, успехи финалистов Всероссийской олимпиады и наших национальных сборных на олимпиадах международных зависят от общего уровня преподавания этих предметов в школе. Как бы вы оценили этот уровень?
Кудрявцев: Если посмотреть на то, кто доходит до финалов Всероссийской олимпиады, до национальных сборных, то это география всей страны. Многие регионы участвуют в этом, но это всегда ребята из определенных городов, от определенных учителей. Система "дышит", в чем-то меняется, но есть школы, которые стабильно дают участников и победителей из года в год. Это говорит о том, что главное - наличие талантливых, увлеченных педагогов. Я абсолютно уверен, что все дети одарены, что таланты есть в любой школе. Несомненно, надо поднимать уровень школьного преподавания.
РГ: Как вы думаете, надо ли что-то менять в самой организации олимпиад, в системе подготовки ребят?
Кудрявцев: Система школьных олимпиад сложилась во второй половине ХХ века. Я бы сказал, она народная, сформировалась снизу. В такой большой системе что-то резко менять не стоит, можно наломать дров. Но, мне кажется, стоило бы распространить право на внеконкурсное поступление в вузы на победителей и призеров третьего тура Всероссийских олимпиад - областных и краевых. Это тоже ребята очень высокого уровня подготовки, они уже все доказали, и им не надо ни дополнительных испытаний, ни ЕГЭ. Они - готовые студенты, мы это знаем по своему вузу. А такая их оценка сильно мотивировала бы и учителей, которые их готовят, и в целом школьное образование выиграло бы. Участники школьных олимпиад - это наша общая надежда. И надо, чтобы их число росло, а знания и умения непрерывно совершенствовались в ногу со временем.