В Воронеже открылся Музей визуального юмора

Карикатурист и издатель Иван Анчуков развесил пару сотен своих и чужих работ вдоль главной лестницы одного из торговых центров, что на перекрестке улиц Лизюкова и Владимира Невского.

Посетители ТЦ, правда, пока толпой бегут к эскалатору и не подозревают о том, что рядом находится перспективный туристический объект.

Подобные музеи есть в Израиле и Лондоне, в болгарском Габрово, а в России - ни одного, рассуждал как-то Анчуков. С тех пор как Одесса осталась за границей, страна лишилась "юмористической столицы". Почему бы это место не занять Воронежу? Тут и людей с достойным чувством юмора немало родилось, карикатуристов в частности, и музея нетривиального недостает - типа "Музея волка" в Тамбове или "Музея мыши" в ярославском Мышкине. А символ свой, узнаваемый, есть - мультяшный Котенок с улицы Лизюкова… Руководство торгового центра еще раньше выступило с инициативой перенести памятник Котенку непосредственно к центру, но автор скульптуры запросил за свое разрешение слишком большую сумму денег. Хотя здесь бы скульптура и под охраной была, не то, что сейчас, - вандалы вечно коту усы откручивают. Так что идея брендинга пока не реализована, и экспозиция называется "Веселая лестница". Но Анчуков не теряет надежды и намерен установить рядом с музеем "самую большую в городе копилку", чтобы всем миром собрать необходимую для переезда Котенка сумму или заказать новую скульптуру.

- Мы все ищем генеральную идею, которая бы подтолкнула развитие туризма в городе. И плохо используем то, что уже имеется, - доказывает карикатурист. - Тот же Котенок есть на кустарных сувенирах - но в рекламе фирменной воронежской продукции, которую можно покупать в подарок, он практически не задействован.

…Целых четыре пролета вы разгадываете графические шарады художников, а наверху сталкиваетесь с легендарным воронежским афористом Аркадием Давидовичем - в тельняшке и шлепанцах на босу ногу, он распластан по стене над россыпью своих максим. Отдельный стенд Анчуков выделил иллюстрациям законов Мерфи, на площадке разместил "дорожные знаки" на основе классических картин (например, знак "Пост ДПС" иллюстрирован картиной Перова "Птицелов", а "Осторожно, дети" - леденящей душу репродукцией репинского Ивана Грозного с сыном его Иваном). Журналист Николай Провоторов представил несколько шаржей местных политиков.

Работы в основном современные, но статус музея подкрепляет экспозиция юмористических коллажей начала 1990-х из архива воронежского клуба "Шедевр".

- Название такое не от большой скромности, а потому, что первое собрание состоялось ШЕстого ДЕкабря 1986 года в ВоРонеже, - развеивает подозрения Анчуков. - Клуб, кстати, проводил всесоюзные конкурсы карикатуры - в Воронеже на выставках яблоку было негде упасть, сбор от одного нашего мероприятия превышал ежегодный доход местного отделения Союза художников! А сейчас "как бы юмор" везде, и текстовый, и визуальный, причем низкосортный. Карикатура опошлена, и я понимаю тех, кто считает нашу работу несерьезной. Надеюсь, посещение музея - а оно бесплатное - способно в этом разубедить. Карикатура - серьезный жанр, она апеллирует к разуму и воспринимается мгновенно. В идеале ей и подпись не нужна.

Впрочем, есть экспонаты, которые без подписи не представляют интереса. У "Черных квадратов" в этом и соль. Однажды Анчуков наделал копий этого загадочного сюжета Малевича, придумал к ним шуточные пояснения и пригласил зрителей к сотворчеству. Народные интерпретации уже легли в основу серии работ. Продолжение следует!