Регионы подключаются к эксперименту по внедрению электронных учебников

Эксперимент по внедрению электронных учебников в трех кемеровских школах начнется во второй четверти. Испытатели, а ими стали 83 учащихся шестых и седьмых классов, с нетерпением ждут дня, когда в школу можно пойти налегке, с одним пластиковым учебником, в который легко помещается школьная библиотека.

- Судя по всему, не все издательства были готовы закачать электронные версии учебников с соответствующим шрифтом и иллюстрациями к началу учебного года. Поставщики планшетов должны заключить договор с издательствами и уже после этого поместить их в память электронных учебников, - говорит начальник управления перспективного развития образования и информационной работы департамента образования и науки Кемеровской области Юлия Лях. - Проблема еще и в том, что школы работают по книгам разных авторов, поэтому для эксперимента предложены учебники, которые соответствуют образовательному стандарту.

Следует добавить, что предварительной подготовки требует не только сам учебник, но и те, кто им будет пользоваться, в том числе учителя. Для них уже запланированы специальные семинары, которые пройдут до начала второй четверти. Серьезно подтянуть свою мультимедийную грамотность надо также директорам школ и тем, кто возьмется осуществлять техническое обслуживание планшетов.

Несмотря на небольшой охват учеников, информация о проведении эксперимента с электронными учебниками вызвала активную дискуссию не только среди работников образования, но и родителей школьников.

Серьезное опасение вызывает, например, сохранность этих устройств не столько в школе, сколько в ученических ранцах. Подростки могут их испортить, обменять, потерять, в конце концов, у них его могут отнять ... Мало ли таких случаев происходит с сотовыми телефонами? По прогнозным оценкам, стоимость планшетника, который будет опробован в Кемерово, обойдется областному бюджету в 18 тысяч рублей. Кроме того, во время эксперимента все интерактивные книжки будут застрахованы за счет областного бюджета.

По-прежнему немалую тревогу родителей и преподавателей вызывает нагрузка на детское зрение. Если сейчас обычная школьная книга считается своеобразным отдыхом от работы с компьютером или просмотра телевизора, то с выводом на дисплей учебников получится, что светящийся экран в разных вариациях будет теперь находиться перед глазами школьника с утра и до позднего вечера. По мнению медиков, это приведет к недопустимым перегрузкам на глаза и потере остроты зрения. Между тем сами школьники смотрят на свое настоящее и будущее не столь пессимистично и не собираются вовсе отказываться от бумажных носителей информации.

- У многих из нас в личных компьютерах и электронных книжках давно уже закачаны учебные пособия, которые можно использовать при подготовке к занятиям или когда надо написать доклад, - рассказывает учащийся 11 класса кемеровского многопрофильного лицея Илья Иванов, - но все-таки обычные учебники используем чаще. Во многих случаях они оказываются удобнее, и глаза от них не устают.

- Честно говоря, пока те электронные версии учебной литературы, с которыми пришлось познакомиться, по многим свойствам уступают обычным книжкам. Это цветные иллюстрации, разные графики и поясняющие надписи, так что в школьную библиотеку мы ходить не перестали, - добавляет его одноклассник Игорь Ерофеевский.

В то же время, объективно к замене бумажных книг на электронные подталкивает ситуация с книгопечатным делом в РФ и продажей книг и учебной литературы через специализированные магазины. Например, в Кемерово за последние годы из-за низкого покупательского спроса закрылось несколько больших книжных магазинов, поэтому найти в бумажном варианте пусть дорогую, но так необходимую книгу в областном центре сейчас весьма проблематично. Что уж говорить о небольших городах, а тем более селах. Единственным выходом в такой ситуации остается покупка электронной книги, что многие давно и успешно делают.

Кстати, у электронных учебников есть еще одно немалое преимущество перед бумажными. Замеченные опечатки в учебниках можно будет оперативно исправить, указав на них авторам и обновив содержимое устройства.

Ученик на кнопке

В эксперимент по апробации электронных учебников включились пять образовательных учреждений Калининградской области. Четыре сотни шести- и семиклассников весь учебный год будут ходить в школу налегке - без тяжелого рюкзака на спине.

Правда, техническое устройство, которое заменит школьникам увесистые учебники, опробовали пока только учителя, которые прошли электронный мастер-класс в калининградском центре информатизации Института развития образования.

- Поработали, подержали в руках. Ничего сложного, - поделилась педагог калининградской гимназии N 32 Ольга Москаленко. - Компактный легкий планшет с сенсорным пластиковым экраном, который не разобьется, если ненароком смахнешь с парты. В ридере всего две кнопки - включение, выключение и разъем для подзарядки. Флешку сюда не вставить, в Интернет не выйти. И это большой плюс. Дети не смогут закачивать фильмы, музыку, игрушки, что исключает возможность занесения вируса в программу. А вот осваивать виртуальный учебник ребятам будет интересно: в нем можно делать пометки, вставки, комментарии...

В кнопочном учебнике содержится мини-библиотека: 33 школьных предмета, включая музыку и ИЗО. Правда, репродукции - черно-белые

Новинки массово поступят в калининградские школы лишь в октябре. Эта задержка объясняется необходимостью откорректировать и дополнить закачанный в учебники материал. В число счастливчиков, которые первыми перелистают страницы электронного учебника, представляемого "РОСНАНО" совместно с компанией Plastic Logic, попали 65 гимназистов из двух классов информационно-технологического направления. По словам директора гимназии N 32 Виктории Беляковой, "первооткрыватели" на сообщение об их участии в эксперименте отреагировали по-разному. Большинство с восторгом: "Это круто, здорово!". Продвинутые технари, у кого родители программисты и дом напичкан электроникой, снисходительно: "Букридер не цветной? Ну уж ладно".

В кнопочном учебнике содержится мини-библиотека - 33 школьных предмета, включая музыку, технологию, ИЗО. Правда, великолепные репродукции - лишь в черно-белом изображении.

- Учитель может дополнить черно-белую картинку на ридере цветной на большом экране, используя мультимедийный проектор, презентации или ресурсы интернет-порталов, - поясняет Виктория Белякова. - Здесь педагогу представляется широкое поле для творчества: сочетая электронный учебник с другими средствами и приемами, он выступает как автор эффективных технических решений по улучшению качества образования.

Родителей волнуют более прозаичные вопросы. Выдадут ли детям на дом электронные учебники? Если да, то куда девать бумажные? А что будет, если школьник сломает или потеряет дорогую вещь (ее цена - 12 тысяч рублей)? И еще: как технический прогресс отразится на здоровье чад? Компьютеры, макбуки, нетбуки, а теперь еще и букридеры. Это же какая нагрузка на глаза!

- Договоры об ответственности сторон, подписанные с родителями, позволят их детям пользоваться ридером и дома, - поясняет Виктория Белякова. - Обычные учебники при этом не будут лишними. Мы хотим поддерживать традицию работы с книгой, бережного отношения к ней, умения читать и размышлять. Мне бы не хотелось через десять лет получить человека-функцию, всецело зависящего от техники.

Что касается здоровья школьников, то, как уверяют разработчики новинки, технология дисплеев на электронных чернилах (e-ink) значительно уменьшает нагрузку на глаза.

По окончании учебного года будет сделан срез и проанализирован эффект от внедрения электронного учебника. Результат эксперимента - рост и качество знаний каждого ученика - по словам учителей, можно будет увидеть года через три-четыре, на выходе из 9-го класса.

Хотя в педагогической среде есть и скептики. Директор калининградской школы N44 Юрий Галанов, например, полагает, что электронные учебники не приживутся. После истечения гарантийного срока дорогие планшеты начнут ломаться, а на чьи средства их будут менять - родителей или школы? В областном министерстве образования настроены более оптимистично: если эксперимент удастся и ридеры войдут в массовое употребление, цена на них снизится. Компьютер когда-то тоже был роскошью.

Библиотека в школьном ранце

В лицее имени Лобачевского при Казанском федеральном университете учатся только одаренные и особо одаренные дети. Правда, во время перемены они носятся по коридорам так же, как и все другие школьники. Нет времени на развлечения только у старшеклассников из 11 "М". Еще год назад на переменах они перекачивали друг у друга из мобильных телефонов музыку, видео и фото, а сейчас во время перерыва поголовно читают электронные книги. Учителя шутят, что, если бы не электронные учебники, вряд ли школьники знали бы, кто такие Наташа Ростова и Андрей Болконский.

Букридеры в лицее появились сразу после нового года. Но раздали электронные учебники далеко не всем школьникам. Какому классу гаджеты необходимы в первую очередь, на собрании учителей взвешивали в прямом и переносном смысле. Решили, что математическому. Здесь и нагрузки существенные, и, соответственно, учебников нужно больше всего. По одной только физике преподаватель просит пользоваться восемью изданиями, а математик так и вовсе раздает задания из Интернета. К тому же на носу ЕГЭ, к сдаче которого нужно повторить всю пройденную программу.

- Откройте Кирика, - начинает урок учитель физики Ольга Храмова. Она работает преподавателем уже 22 года, из них 10 лет - в лицее. За это время много чего изменилось, так что и ей приходится не только учить, но и самой учиться.

Не проходит и минуты, а ребята уже открывают закладку с нужным учебником Кирика. Удобно, учитывая, что не надо перелистывать страницы и искать задачи. Сейчас эту миссию выполняет сам учебник, главное, верно задать в "поиске" нужные координаты - сам учебник и номер страницы.

- Когда мы узнали, что будем заниматься по PocketBook, думали, что раздадут что-то похожее на ноут- или нетбуки, и сильно удивились, когда увидели электронные книжки, да еще и с черно-белым экраном, - говорит лицеистка Альбина Закирова. - Нам объяснили, что это специальный экран, он не напрягает глаза, к тому же можно менять размер шрифта, что тоже очень удобно. Все поначалу разочаровались, что не сенсорный экран, а потом посчитали это преимуществом. Он не заляпан и расходует меньше энергии, так что заряжать учебник можно раз в неделю.

За своими гаджетами ребята тщательно следят - протирают их, держат в порядке "память". С электронными книгами не расстаются ни в школе, ни дома, ни в дороге.

- Пока едешь в лицей, очень удобно читать в транспорте, - рассказывает ученик 11 "М" Марат Шихамов. - Когда окончу лицей, придется сдать учебник, поэтому я уже решил, какую электронную книгу куплю себе потом. Глядя на меня, и младший братишка, который учится во втором классе, тоже захотел гаджет. Когда его купили, он очень быстро с ним освоился.

Кстати, специально обучать лицеистов тоже не пришлось. За месяц до того, как им раздали букридеры, компания-поставщик объяснила, с какого сайта ребята должны будут скачивать учебники, и раздала всем персональные пароли.

Электронные учебники получили и учителя, которые работают с математическим классом. И тоже очень быстро освоили новую технику. Все преподаватели регулярно проходят курсы повышения квалификации, так что от жизни не отстают. Да и ребята помогают им освоить электронные новинки, что также сближает учителей и школьников. Кстати, и преподаватели облегчили свои портфели. У них теперь нет необходимости носить домой стопку тетрадей, чтобы проверить домашнюю работу учеников. Старшеклассникам достаточно выполнить задание в тетрадке, отсканировать его или сфотографировать и сдать педагогу на флешке, а то и вовсе отправить по электронной почте. Во всех классах лицея есть Wi-Fi, так что если дома возникли проблемы с Интернетом, отправить задание можно прямо в школе во время урока. Сплошные преимущества...

Тем не менее сами ребята уже отмечают некоторые недостатки PocketBook. Так, книги иногда зависают, а кнопки электронных учебников западают. Но это технические мелочи, которые поправимы. А вот с начинкой букридеров дела обстоят посложнее.

- Далеко не все учебники можно скачать на том сайте, где мы должны брать информацию. Часть заданий можно найти только в Интернете, но скачать необходимое лицензионное издание, сами понимаете, школьнику не по карману, - отмечает недостатки старшеклассник Дамир Шафигуллин. - А выкачивать его бесплатно - это уже пиратство. Так что очень бы хотелось, чтобы министерство образования тщательно подошло к подбору учебников и разобралось с лицензиями.

Директор же лицея Павел Шмаков видит другой существенный минус:

- Ко мне постоянно подходят ученики из разных классов и спрашивают, выдадут ли им электронные учебники? Не знаю, что ответить. В концепции нашего лицея прописано, что за электронными учебниками будущее и уже скоро они полностью заменят бумажные носители. Мне в это как-то пока не верится...

С 1 сентября в Татарстане электронные учебники должны были получить 53 школы республики, из них три - в Казани. Однако сейчас ридеры есть только в портфелях старшеклассников лицея имени Лобачевского. До других школ гаджеты так и не дошли. Министерство образования и науки Татарстана лишь 8 сентября объявило о проведении торгов на закупку учебников. Согласно условиям аукциона, ридеры предназначены для учеников 6-7-х классов. Учебники должны весить не больше 600 граммов, а диагональ экрана быть не менее 9 дюймов. На все это министерство республики готово потратить свыше 7 миллионов рублей.

Комментарий

Елена Руднева, заместитель губернатора Кемеровской области по вопросам образования, культуры и спорта:

- В этом учебном году начался масштабный проект по модернизации школы, который продлится два года. Наш регион уже начал подготовку к проекту. По соглашению с Министерством образования и науки РФ на реализацию проекта поступило более 291 миллиона рублей. Эти средства будут направлены на покупку оборудования, качественное улучшение условий обучения школьников, приобретение школьных автобусов, развитие новых образовательных технологий, дистанционных форм обучения. Более 108 миллионов рублей выделяются на эти же цели из регионального бюджета.

Принято решение приобрести 100 интерактивных досок, 45 мобильных компьютерных классов и 42 компьютерных класса, 12 комплектов систем видеоконференцсвязи для дистанционного обучения и другое оборудование.