Два последних дня у главы Палестинской автономии Махмуда Аббаса было много поводов убедиться в том, что он сделал правильный выбор, передав 23 сентября в Совбез ООН заявку на признание независимости Палестины.
В то же время Вашингтон эти же самые поводы явно сильно огорчают. У США, как выяснилось, все меньше поклонников в различных влиятельных международных организациях. Иными словами, сильно сузился некогда огромный круг тех государств, кто готов беспрекословно выполнять пожелания Белого дома. И все больше тех, кому становится все понятнее: их национальные интересы не имеют ничего общего с национальными интересами США.
"Я бы рекомендовала руководящим органам ЮНЕСКО еще раз подумать, прежде чем приступать к этому голосованию, поскольку решение о статусе должно приниматься Объединенными Нациями, а не вспомогательными группами, находящимися в подчинении ООН", - в голосе госсекретаря США Хиллари Клинтон в который раз было много металла и практически отсутствовало желание вести диалог. Но времена уже не те. Мнение США выслушали, но сделали по-своему.
40 из 58 стран, входящих в Исполнительный совет ЮНЕСКО, рекомендовали принять Палестину в качестве полноправного члена этой международной организации. При этом против высказались лишь 4 дипломата. То есть только четыре государства из 58 прислушались к позиции США. Теперь до конца месяца эта рекомендация будет рассмотрена на Генеральной Ассамблее ЮНЕСКО. И в случае успешного голосования (вероятность которого крайне велика) Палестина получит право подавать заявки на включение различных культурных объектов в список Всемирного населения человечества. В том числе и спорные объекты.
За несколько часов до этого другая крупная международная организация нанесла еще один дипломатический удар по репутации США. Парламентская ассамблея Совета Европы присвоила Палестинской автономии статус "партнера по продвижению демократии". Теперь палестинцы смогут не только выступать в ассамблее, но и предлагать вопросы для обсуждения.
Впрочем, столь щедрые дипломатические дары Палестина получила в аванс при условии выполнения нескольких очень жестких условий. При этом очевидно, что на сегодняшний день палестинский лидер Махмуд Аббас в одиночку не в состоянии справится с заданной ему Европой домашней работой.
От Палестины требуется в течение двух лет отказаться от применения смертной казни и обеспечить на своей территории свободные демократические выборы. Кроме того, палестинцы должны поставить крест на террористических методах борьбы, признать право Израиля на существование и освободить израильского капрала Гилада Шалита, который находится в плену с июня 2006 года. Для выполнения, как минимум, трех последних условий Аббас, без сомнения, должен будет в очень сжатые сроки найти общий язык со своими главными внутриполитическими оппонентами из ХАМАС. А это пока выглядит практически невыполнимой задачей, учитывая разногласия между палестинцами.
Тем не менее глава палестинского представительства в ПАСЕ Салим Аль-Занун не стал сгущать краски и на публике делал исключительно оптимистические заявления. Он назвал решение ассамблеи "историческим" и сообщил, что оно, несомненно, приблизит установление мира на Ближнем Востоке.
И, похоже, он прав. На днях Израиль согласился возобновить прямые палестино-израильские переговоры. А вчера стало известно, что израильские власти готовы передать под контроль палестинских сил безопасности ряд районов на Западном берегу реки Иордан.
Впрочем, будет ошибкой заявить, что теперь уж точно палестино-израильское противостояние сдвинется с мертвой точки, а Вашингтон лишился всех козырей. Да, США очень не хочется пользоваться своим правом вето в случае голосования в Совбезе ООН по заявке Аббаса на признание Палестины независимым государством. Что однозначно лишь усугубит итак крайне непростые отношения Америки с Арабским миром. Но и Израиль президент США Барак Обама сдавать не собирается. Ему просто не позволит это сделать сильнейшее еврейское лобби в его родной стране.
С другой стороны, у Белого дома еще есть шансы, смягчив позицию, исправить ситуацию. На 9 октября в Брюсселе намечено заседание ближневосточного "квартета" на уровне спецпредставителей. Никто ведь не собирается загонять Америку в угол. Для начала нужно лишь убрать из голоса металл.