Новости

07.10.2011 00:10

У "России" - твердый курс

Развитие Севморпути и навигацию в высоких широтах Арктики способны обеспечить только атомоходы "Росатомфлота"

Россия может построить не три, а пять новых атомных ледоколов - такое заявление сделал во время рабочей поездки в Мурманск генеральный директор "Росатома" Сергей Кириенко.

По его словам, в зависимости от прогноза Министерства транспорта РФ по развитию Северного морского пути "может быть, потребуется не три, а пять новых ледоколов". При этом средства на создание трех уже запланированных атомоходов нового поколения - сумма оценивается в 90 миллиардов рублей - предусматривается выделить из государственного бюджета. При этом глава "Росатома" уточнил: поскольку атомные ледоколы не могут находиться в частной собственности, то и софинансирование со стороны бизнеса невозможно.

Кола со льдом

Заполярный Мурманск, где были сделаны эти важные заявления, отмечает в эти дни 95 лет со времени основания. И вторую половину своего века живет и развивается в тесном соседстве с атомом. Тут работает единственная в своем роде Кольская АЭС, сюда пришла для несения службы первая в СССР атомная подводная лодка и здесь же обрел прописку наш атомный ледокольный флот.

Перспективы его обновления и развития становятся сегодня темой прямого диалога с участием первых лиц государства, ученых, крупных отраслевых структур и бизнес-сообщества. Этих планов Россия не скрывает и от своих зарубежных партнеров, имеющих практический интерес к освоению Арктики и расширению здесь международного сотрудничества.

В августе этого года на борту атомного ледокола "Ямал", совершавшего переход из Варандея в Тикси, по инициативе Совета безопасности России была проведена международная конференция "Северным морским путем к стратегической стабильности и равноправному партнерству в Арктике". Помимо россиян ее участниками стали представители США, Норвегии, Канады, Дании, Финляндии, Исландии и Швеции. По отзывам гостей, это был "полезный рабочий контакт, без галстуков". Среди прочего обсуждалось предложение сделать предстоящее десятилетие международной Декадой Арктики и Антарктики.

Там же, в кулуарах конференции, секретарь российского Совбеза Николай Патрушев дал понять, что одним из важнейших условий "укрепления национальной безопасности России является повышение ее конкурентоспособности в мировом сегменте трансконтинентальных перевозок, и в первую очередь - за счет использования Северного морского пути". По его данным, общий объем грузопотока по трассе Севморпути в будущем году может превысить 5 миллионов тонн, а в перспективе возрастет на порядок. Более того, уже сегодня географические преимущества Севморпути благодаря совместной деятельности государства и бизнеса стали постепенно превращаться в экономические.

Вместе с тем глава Совета безопасности напомнил, что основная часть наших атомных ледоколов была построена в 70-90-е годы прошлого столетия и в скором будущем потребует замены в связи с приближением предельного срока службы.

Шельф

становится ближе

Ту же мысль высказал и вице-президент РАН академик Николай Лаверов на недавнем форуме "Арктика - территория диалога". По словам ученого, в ближайшее время необходимо приступить к строительству новых судов, способных работать в высоких широтах Арктики. Площадь льдов в этой части Мирового океана в последние годы сокращается, но это вовсе не означает, что при освоении богатейших ресурсов арктического шельфа мы сможем обойтись без надежного ледового сопровождения. А в том, что арктический шельф, прилегающий к российской экономической зоне, является затопленным континентальным массивом, известный ученый уже не сомневается.

Последние экспедиции, которые проводились в труднодоступных районах Арктики с участием научно-исследовательского судна "Академик Федоров" и атомного ледокола "Россия", формируют целостное и вполне определенное представление о динамике развития Северного Ледовитого океана и его обрамления. Это важно потому, что согласно международному морскому праву, страна только в том случае может претендовать на включение в свою экономическую зону территорий прибрежного шельфа, если докажет, что они являются продолжением геологических структур занимаемой ею суши.

По мнению российских ученых, подводный хребет Ломоносова и поднятие Менделеева как раз и являются такими участками шельфа.

Академик Лаверов, курирующий в РАН науки о Земле, особо подчеркивает, что исследования, проведенные при поддержке атомного ледокольного флота, дают исчерпывающие научные обоснования российской заявке в ОНН на значительные участки арктического шельфа за границами нынешней экономической зоны.

- Для проведения подобных работ "Академик Федоров" был оснащен специальной сейсмической косой длиной 4500 метров и двумя линиями пневмопушек, - пояснили в пресс-службе "Росатомфлота". - А задача атомного ледокола "Россия" состояла в том, чтобы обеспечивать движение научно-исследовательского судна с постоянной скоростью. Изыскания подобной сложности в столь высоких широтах проводились впервые в мире, и технология себя оправдала.

Свою лепту в обоснование российской заявки на шельф вносят и участники высокоширотных экспедиций "Северный полюс". Как раз в эти дни экипаж атомного ледокола "Россия" под началом капитана Александр Спирина сменил научную вахту на дрейфующем льду и возвращается в порт приписки Мурманск.

Без "вездеходов" в Арктике никак

Иными словами, без работы арктические "вездеходы" не остаются и сейчас. А с увеличением транспортных потоков по Северному морскому пути их загрузка многократно возрастет.

"Севморпуть может стать одним из ключевых глобальных транспортных маршрутов, - заявил на форуме "Арктика - зона диалога" премьер Владимир Путин. - Но лишь в том случае, если нам удастся создать конкурентные условия традиционным морским линиям по стоимости услуг, их качеству и безопасности".

А тут без эффективно действующего ледокольного флота никак не обойтись, что бы ни говорили климатологи и какие бы прогнозы потепления они ни строили.

- При неминуемом увеличении грузооборота на Севморпути мы столкнемся с серьезной необходимостью увеличивать количество больших ледоколов, - считает вице-президент Ассоциации полярников России Владимир Стругацкий. - Особенно в восточной части трассы. На западе пока все нормально, а вот восток уже сейчас периодически испытывает трудности, ледоколов не хватает".

Тут, наверное, стоит напомнить, что именно через Арктику проходит кратчайший путь между рынками Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, и это отличная возможность оптимизировать транспортные расходы. При следовании через высокие широты расстояние сокращается на треть (34 процента) по сравнению с так называемым эталонным маршрутом Роттердам - Иокогама через Индийский океан. А время в пути - с 33 до 20 суток. Экономия топлива достигает 800 тонн в расчете на "среднестатистическое" судно.

Подтвердить это можно на самых свежих примерах из деятельности "Росатомфлота". В августе этого года по трассе Севморпути проведен танкер "Владимир Тихонов" (класса СУЭЦМАКС) с рекордным для этого маршрута дедвейтом 160 тысяч тонн. В сентябре - балкер "Санко Одиссей" (класса ПАНАМЕКС) с грузом железорудного концентрата. Из Петропавловска-Камчатского в западном направлении переведены два рефрижератора с грузом красной рыбы, что заметно дешевле (и для отправителей, и для получателей, а главное - для потребителей), если бы вся это морепродукция следовала наземным или воздушным транспортом.

С начала 2011 года по Севморпути обеспечено 18 транзитных рейсов, общий тоннаж грузов по состоянию на 4 октября составил 685 тысяч тонн. Но в сравнении с тем потоком, что идет через Суэцкий канал, это не более 10 процентов.

Для развития и эксплуатации перспективной магистрали Россия намерена предпринять ряд неотложных мер. Уже в этом году ожидается принятие закона о судоходстве по Северному морскому пути, недавно он внесен в Государственную Думу. Такой закон прямого действия снимет многие вопросы, в том числе и те, что связаны с тарифами на ледовые проводки. А кроме того, ускорит интеграцию Севморпути и его опорных гаваней - Мурманска, Архангельска, Дудинки, Певека - с другими видами транспорта.

"Именно транспорт - создание новых морских, воздушных коридоров - способен стать одним из прорывных проектов, объединяющих арктические государства", - подчеркнул Владимир Путин, обращаясь к российским и зарубежным участникам Арктического форума. И чтобы сомнений в серьезности наших намерений ни у кого не осталось, привел цифры: уже до 2014 года на развитие отечественного ледокольного флота будет выделено около 38 миллиардов рублей. С таким расчетом, чтобы к 2020 году было построено и введено в эксплуатацию три универсальных атомных ледокола и шесть дизель-электрических.

Ранее сообщалось, что строительство первого из трех таких ледоколов должно начаться уже в нынешнем году. Проект санкт-петербургского ЦКБ "Айсберг" предусматривает создание так называемого двухосадочного, или, по-другому, универсального атомного ледокола, который мог бы работать как в открытом океане, так и в устьях рек на небольших глубинах. Реакторную установку для универсального ледокола создали в нижегородском "ОКБМ Африкантов". Это конструкторское бюро, как и ФГУП "Росатомфлот", управляющий ныне действующими атомными ледоколами, входит в госкорпорацию "Росатом".

Тот факт, что "Атомфлот" (как он прежде назывался) теперь перешел в ведение "Росатома", качественно улучшает ситуацию, считает вице-президент Ассоциации полярников России Владимир Стругацкий. С ним солидарен и директор Российского музея Арктики и Антарктики, соруководитель международного проекта "Российская дрейфующая база "Барнео" Виктор Боярский. По его словам, это профильная деятельность для атомной госкорпорации. "А тем более "Росатом" сейчас на подъеме, - цитирует Боярского РИА Новости. - Корпорация развивается, а значит, будет развиваться и строительство ледоколов. Это важно для России, важно для экономики".

Добавим, что с 2008 года, когда "Атомфлот" обрел логичную для себя отраслевую принадлежность, у него и самого дела пошли в гору. Манны небесной, конечно, не просыпалось, но пришли новые заказы, а главное - выстроилась внятная перспектива. Как первый осязаемый результат - зарплата у плавсостава и на судах технологического обслуживания заметно подросла. Да и в целом по "Атомфлоту", который пришел в "Росатом", мягко говоря, без прибыли, экономика выправляется. За период с 2009 по 2011 год субсидии для ФГУП "Росатомфлот" из федерального бюджета снизились с 1,8 до 1,264 миллиарда рублей, а собственная выручка за то же время возросла с 985 миллионов до 1,631 миллиарда рублей.

Дословно

"Никаких продаж, никаких приватизаций не может быть никогда" - это дословная реакция главы "Росатома" Сергея Кириенко в ответ на возникшие предположения о грядущей распродаже атомного ледокольного флота в связи с выходом указа президента России Дмитрия Медведева об исключении атомных ледоколов из числа объектов, запрещенных к приватизации. Как пояснил Сергей Кириенко, такой указ был необходим для того, чтобы изменить организационно-правовую форму ФГУП "Росатомфлот". Это предприятие будет акционироваться, но все 100 процентов его акций останутся в госсобственности. "Не надо путать акционирование с продажей в частные руки, - заявил глава "Росатома". - Управлять этим от имени государства будет госкорпорация. У нас ядерные установки по действующему законодательству могут быть только в распоряжении государства".