Смерть одного из основателей компании Apple Стива Джобса никого не оставила равнодушным. Простые люди по всему миру несут цветы и свечи к магазинам компьютерной фирмы, политики наперебой перечисляют заслуги Джобса и его пророческую гениальность.
И все это говорят о человеке, который практически никогда не жертвовал на благотворительность, входил в число крупнейших акционеров Уолта Диснея и Apple и по всем характеристикам принадлежал к "акулам бизнеса". Тем самым "акулам", чья алчность сегодня выводит по всей Америке людей на акции "Оккупируй Уолл стрит", и которые несут немалую долю ответственности за разразившийся экономический кризис.
Почему же к Джобсу, владевшему многомиллионным состоянием, не прилипли социальные ярлыки? Почему вместо обоснованной его положением классовой ненависти он вызывал в обществе если не любовь, то, по меньшей мере, уважение?
Не подлежит сомнению, что Джобс был талантливым бизнесменом, способным предугадать потребности людей. И изобрести товары, в которых те нуждались. Но все эти качества характеризуют основателя Apple, как топ-менеджера высочайшей категории, грамотного маркетолога, убеждавшего потребителей в том, что продукция возглавляемой им фирмы - то, что нужно. Но эти способности вряд ли могут вызвать всенародная любовь к ярчайшему представителю класса "капиталистов"?
Другой распространенный тезис - Джобс - гениальный изобретатель. Но ведь он далеко не единственный, чьи разработки продвигали человечество вперед по пути прогресса. Не меньший вклад в науки, позволяющие лучше познать мир, внесли ученые, ставшие Нобелевскими лауреатами. По физике, химии, математике. Однако интерес к этим людям, не идет ни в какое сравнение с фанатичным преклонением перед личностью Джобса.
В мире существует множество владельцев компаний, перечисляющих деньги в благотворительные фонды, чья деятельность спасает от голодной смерти и болезней десятки тысяч людей. Но эти бизнесмены не стали и вряд ли когда-нибудь станут такими же "живыми иконами", как Джобс. В то время, как основатель Apple, напротив, говорил, что благотворительность отнимает уйму времени. Он всячески от нее уклонялся, считая, что в пожертвованиях нет системы оценки. Во времена, когда Джобс возглавлял компьютерную фирму, Apple практически ничего не перечисляла на благотворительность, используя сэкономленные деньги для расширения производства и разработки новинок.
Возможно, секрет любви к Джобсу заключается в том, что СМИ называли умением основателя Apple "искажать реальность". Он манипулировал аудиторией, умело маскируя на презентациях недостатки предлагаемых устройств и выпячивая их достоинства. Причем слушавшие Джобса зрители настолько вдохновлялись его речью, что были готовы приобрести продукцию Apple прямо в зале. Безусловно, человек, со столь мощным даром убеждения и, не исключено, сильными гипнотическими способностями мог воздействовать на аудиторию по всему миру. Его талант был сродни способностям доктора Кашпировского, лечившего в 90-х годах российских зрителей по телевизору. Возможно, звучит крамольно, но люди сегодня признаются в любви к человеку, который стал всемирно знаменитым благодаря телевидению, грамотному пиару и незаурядным способностям.
Джобс был основателем Apple. Однако акционеры Apple быстро поняли, какие возможности для бизнеса откроются, если сделать Стива Джобса лицом компании. Не фирменное "яблоко", а именно Джобса, умеющего не просто заводить, вводить в транс слушателей. И если iPhone, iPad считаются лучшими изобретениями компьютерной фирмы, сделанными под руководством Джобса, то сам Джобс, без сомнения, лучшее изобретение акционеров Apple.
Это подтвердила последняя презентация IPhone 4S - ее проводил новый генеральный директор Тим Кук. Немедленно последовал провал - преемник не обладал присущей Джобсу способностью внушения.
Так кем же был основатель Apple? Гениальным гипнотизером? Талантливым изобретателем? Великолепным топ-менджером, способным получать прибыль там, где другие имели бы одни убытки? Или он был человеком умевшим заглядывать в будущее? Наверное, на все эти вопросы есть только один ответ - "Да". Он был многогранным человеком, не только предложившим нужные человечеству товары, но и сумевшим убедить весь мир, что именно в этих вещах тот нуждается. По сути, Джобс обладал качествами политика мирового масштаба и если бы не занимался бизнесом, наверное, мог бы при желании баллотироваться в президенты США.
В мире немало топ-менеджеров, обладающих отдельными качествами основателя Apple. Но, наверное, нет ни одного, в ком бы эти удивительные способности столь гармонично сочетались. Поэтому люди несут к магазинам яблочной фирмы цветы. И говорят "Джобс - он такой один".