06.10.2011 23:00
    Поделиться

    Олег Молодиевский: Подавляющее число мигрантов готовы работать законно

    Мигрантов надо набирать на профессии, в которых россияне не заинтересованы, считает Олег Молодиевский

    Квота на привлечение трудовых мигрантов в Подмосковье уменьшается. Хорошо это или плохо? Что нужно менять в процессе ее формирования? На эти и другие вопросы ответил в ходе "Делового завтрака" в "РГ" начальник управления ФМС России по Московской области Олег Молодиевский.

    Российская газета: Олег Апполонович, на днях в Пушкинском районе закрыли нелегальный цех по пошиву спортодежды. В помещении заброшенной фабрики более сотни мигрантов трудились в три смены... Подобные сообщения появляются регулярно. Создается впечатление, что один цех закрывается, а другой тут же открывается...

    Олег Молодиевский: Так и происходит. Мы проверяем такие объекты вместе с ГУ МВД по Московской области и Роспотребнадзором, МЧС. Выявляются нарушения - на работодателей накладываются крупные штрафы, деятельность цехов по решению суда приостанавливается на срок до 90 суток. Но этот бизнес мобильный. За сутки производство можно переместить в заранее подготовленное место. И машинки вновь строчат. До новой проверки.

    РГ: Сшитая на незаконных производствах одежда пользуется спросом - она дешевле, да и качество бывает неплохое. Может, стоит такой бизнес легализовать?

    Молодиевский: Думаю, что это было бы правильно. Государству лучше взять такие предприятия под контроль и получать прибыль от их деятельности. В Подмосковье уже выделяют квоты компаниям, которые готовы работать в законном порядке. Выигрывают от этого все: и потребитель, и мигрант, и бюджет, получая налоги.

    РГ: Вы согласны с мнением, что преступность в столичном регионе увеличивают мигранты?

    Молодиевский: На их долю в Подмосковье приходится 10 процентов от всех преступлений. В этом году даже наметилась тенденция к снижению. Почти половина противоправных действий, которые совершают иностранцы, связана с изготовлением и использованием подложных документов на пребывание и осуществление трудовой деятельности в регионе. А еще мигранты совершают преступления средней тяжести - например, воруют. Иногда лишь потому, что работодатель не выплатил обещанную зарплату, жить негде...

    РГ: Сколько же их, нелегальных мигрантов в Подмосковье? Говорят - то миллион, то полтора...

    Молодиевский: В прошлом году всего приезжих было до миллиона. Количество нелегальных трудовых мигрантов в зависимости от сезона доходит до 300 тысяч, не более. Сегодня мы можем отследить иностранного гражданина, начиная с момента пересечения им границы, постановки на миграционный учёт и дальнейшего оформления всех разрешительных документов. На каждого гражданина есть досье, что позволяет отслеживать, на легальном или нелегальном положении находится он на территории России, и решать, насколько законно его нахождение.

    Отмечу: раньше нелегальных мигрантов было в разы больше. Ситуация изменилась благодаря упрощенному порядку постановки на миграционный учет и введению закона о патентах. Мы убедились: подавляющее число мигрантов готовы платить налоги и работать законно.

    РГ: Сколько патентов для работы у физических лиц выдано в Подмосковье с момента их введения?

    Молодиевский: С июля прошлого года - более 120 тысяч. Чаще всего за ними обращаются граждане из Узбекистана, Таджикистана, Украины, Молдовы, Армении. Как показал мониторинг, больше половины из них работают на стройках дач, нянями... Прежде никаких налогов они не отчисляли. А сейчас деньги, которые мигранты платят за патенты (напомню, стоимость разрешения на работу стоит тысячу рублей в месяц), поступают в бюджеты муниципальных образований, где граждане и получают разрешение на работу у физлиц. В подмосковные муниципалитеты уже перечислено около полумиллиарда рублей. Серьезные деньги. Есть идея, что в дальнейшем эти средства частично будут использоваться и на работу с мигрантами. Если человек чувствует, что о нем заботятся, ему готовы помочь, он и ведет себя соответствующим образом. Многие приезжие из стран СНГ изначально считают Россию страной, которая должна их защитить. И они готовы приносить ей пользу. И приносят. Порядка 10 миллионов квадратов жилья кем построено в Подмосковье? Мигрантами. Экономике области требуются рабочие руки, в том числе и руки приезжих. Нельзя забывать и о прогнозах социологов: к 2020 году коренное население России уменьшится на 20 миллионов. Кто займет опустевшие рабочие места?

    Три года назад вместе с коллегами мы изучали ситуацию с мигрантами в Испании, которая является самой продвинутой страной в плане миграционного законодательства. Там приезжий, независимо от того легальный он или нет, может без проблем встать на учет, вправе обратиться за медицинской помощью... На первом месте в испанской системе стоит человек. К этому надо стремиться и нам.

    РГ: У Подмосковья квота на привлечение мигрантов уменьшается. Хорошо это или плохо?

    Молодиевский: В конце 90-х годов прошлого века области выделялись квоты на привлечение более чем 400 тысяч иностранных рабочих. Столько же было выдано и разрешений. В этом году выделена квота на 106 тысяч (из них визовых - более 17 тысяч). А от работодателей поступило свыше 400 тысяч заявок. То есть лишь каждый пятый имеет право работать в законном порядке. Отсюда и разные нарушения с фальсификацией разрешительных документов мигрантами.

    РГ: Многие эксперты сходятся во мнении: порядок квотирования несовершенен. В чем же?

    Молодиевский: Поставьте себя на место генерального директора компании. Вы можете за год рассчитать, сколько рабочих необходимо и каких профессий? Нет. Между тем заявку на привлечение определенного числа иностранных рабочих нужно подать за год. Иногда получается так: компания выигрывает тендер, но реализовать его не может - не хватает рабочих рук, потому что подали маленькую заявку на квоту. Механизм привлечения иностранной рабочей силы должен быть более гибким.

    РГ: Что конкретно предлагаете изменить?

    Молодиевский: Свои особенности трудового рынка есть у каждого региона. Надо точно понимать, на какие профессии претендуют наши безработные и от чего они отказываются. И определить в соответствии с этим профессии, на которые и надо набирать мигрантов. Считаю, было бы правильным полномочия по формированию рынка труда отдать регионам.

    РГ: Была идея создать на территории Узбекистана, Таджикистана, Киргизии центры содействия миграции. Столичный регион принимает участие в этом эксперименте?

    Молодиевский: В эксперимент вошел пока только Санкт-Петербург. Для его нужд началась подготовка рабочих в Киргизии и Таджикистане. Заявка на рабочих формируется в Санкт-Петербурге. Например, требуется 120 плотников, 15 каменщиков... Этот запрос отправляется в центр содействия миграции какой-то республики. Там либо отбирают рабочих, уже владеющих нужной специальностью, или обучают желающих, а также проверяют здоровье, знание русского языка. Затем специалист приезжает в Россию, уже к конкретному работодателю.

    РГ: Не легче ли организовать такой набор в регионах России, где тоже достаточно высокий уровень безработицы?

    Молодиевский: За последние 3-4 года поток внутренней миграции снизился, так как в регионах оживает экономика, стало больше рабочих мест. Взвешивая неизбежные трудности при переезде и разницу между зарплатой на родине и в Подмосковье, все больше людей предпочитают оставатся дома.

    РГ: Что вы посоветуете жителям области при найме мигрантов?

    Молодиевский: Прежде всего не скрывать того, что вы привлекли к работе приезжего. Пусть он работает легально: встанет на миграционный учет, получит патент, который выдают на срок от месяца до трех. Затем его можно продлить до года, оплачивая авансовый платеж в любом отделении банка.

    Поделиться