МВФ: В 2012 году у экономики России есть хороший потенциал для роста

В 2012 году российская экономика  покажет сравнительно хороший экономический рост, выше четырех процентов. Европейским странам  с развитой экономикой более 1,3 процента роста не достичь. Государства Европы с развивающимися рынками  покажут от силы  3, 4 процента.  Об этом сообщил,  презентуя доклад "Перспективы развития региональной экономики. Европа. Плавание в неспокойных водах" директор Европейского департамента Международного валютного фонда (МВФ) Антонио Борхес.

Накануне о мрачных перспективах развития мировой и европейской экономик он докладывал в Брюсселе, где впервые публично озвучил тезис о том, что МВФ не исключает в 2012 году рецессию . А прибыв в Москву, подтвердил эти риски. Но с многочисленными оговорками. По словам Борхеса, несмотря на довольно неблагоприятный прогноз, эксперты МВФ по-прежнему считают,  что перспективы стабильности и роста есть, но при условии незамедлительной реализации правильной экономической политики правительствами всех стран, включая США, где, как отметил Борхес, наблюдается внутренний политический "паралич". В Европе же главные факторы риска-  бюджетные дефициты и должники , которые сдерживают  экономическую активность.

По словам эксперта, даже самые "скромные цифры"  роста предполагают экстренные  меры по сокращению в странах  Европы суверенных долгов. Для этого должны более эффективно использоваться ресурсы  Европейского фонда финансовой стабильности, проводиться  предсказуемая  бюджетная политика, повышаться капитал банков, снижаться процентные ставки, что  целесообразно в условиях низкой инфляции. "Если эти и другие  условия  не будут исполняться, то риски  в развитых странах еще больше обострятся и потянут  за собой хрупкие,  уязвимые  экономики  развивающихся  стран Центральной и Восточной Европы", - предупредил Борхес.  

О России, впрочем, глава европейского департамента МВФ говорил в более мягких и оптимистических тонах. Отметив ее главную проблему  - зависимость от цен на нефть, Борхес сказал, что у России есть очень хороший потенциал для быстрого роста , темпы которого могут быть гораздо выше нынешних четырех процентов. А значит ключевая задача правительства в 2012 году- обеспечить долгосрочный устойчивый рост, связанный со снижением нефтяной зависимости и укреплением промышленного обрабатывающего  сектора, усиленного  внимания к состоянию  государственных финансов. "До кризиса  российские власти объявили дефицит бюджета в 4, 7 процента ВВП без учета нефтяных доходов. Сейчас Россия очень далеко от этой цели. Но считаем, что  цель обоснована, и если будет достигнута, то это позволит пополнить Резервный фонд", - пояснил Борхес.  

Главными приоритетами, по его словам, для России должно стать снижение уровня инфляции, ликвидация спекулятивных потоков капитала, более гибкая валютная политика и, разумеется, комфортный инвестиционный климат (доступность государственных услуг, сокращение  вмешательства государства в экономику), о котором много заявляется. Особого  внимания заслуживает и укрепление финансового сектора. " Центральный банк мог бы больше внимания уделить этой проблеме", - сказал Борхес. По данным  МВФ, российские банки сегодня  испытывают серьезные трудности с " плохими" необслуживаемыми кредитами. И это крайне беспокоит мировых экспертов.  Переломить  ситуацию можно, но для этого  регулятор должен иметь  больше полномочий по доступу и вмешательству в банковский сектор. На вопрос" РГ", о каких надзорных полномочиях идет речь, Борхес сказал, что в данном случае МВФ  волнует так называемое кредитование связанных сторон, то есть предоставление банками льготных  ссуд компаниям и людям, тесно связанных с этими  банками, что приводит к неэффективному использованию ресурсов, и соответственно, значительно ухудшает  качество ссуд. "Поэтому Центробанку желательно иметь точную  картину  происходящего  в каждом банке, чтобы такие неожиданные  сюрпризы, как с Банком Москвы не  наносили ущерб доверию ко всему  банковскому сообществу", - подчеркнул Борхес. Кроме того, он рекомендовал банкам РФ определить более четкие критерии, по   которым предоставляются ссуды и кредиты. А также ввести новые правила, позволяющие  быстро решать трудные случаи банкротств. Более того, обратил внимание на неравномерное и неэффективное распределение кредитов в России. "Средние и малые предприятия по- прежнему лишены широкого доступа. А экономический рост  и процветание средних и малых компаний чрезвычайно важны для обеспечения, в целом,  экономического роста страны", - заключил Борхес.

После пресс- конференции представители МВФ переместились в аудитории Государственного Университета Минфина России, где подробно ответили на вопросы преподавателей, студентов, ведущих экономистов российских и иностранных компаний. Впрочем, слушателей по сути  интересовало одно - возможные  последствия дефолта Греции и возникновения мировой рецессии. Представитель Европейского управления МВФ Кристоф Клинген  однако предпочел не  приводить драматические сценарии. Но подчеркнул,  именно потому, что суверенные долговые проблемы "маленькой Греции" выходят за ее пределы и распространяются  на "большие"- Италию, Испанию, Бельгию -МВФ жестко  требует от всех стран Европы выполнения  его рекомендаций.

Клинген рассказал, что  МВФ совместно с ЕС разработал программу экстренных действий, которая уже реализуется в Греции. " Дефолта можно избежать", - с оптимизмом сказал он. И привел в пример несколько стран - Ирландию, Латвию, Исландию- которые, применяя " индивидуальные" рецепты  МВФ не только стабилизировали свои экономики, но и запустили их рост. " Ирландия , в отличие от Греции, после тяжелого начала реформ, получила  отдачу, вернула  рынки. В 2009 году многие сравнивали Латвию с Аргентиной,  мол, Латвии  нужна девальация , но эта страна провела корректировки и ее экономика сейчас растет, а бюджетный дефицит составляет под  три процента, что позволяет войти в зону евро", - пояснял  Клинген. По его данным, бюджетный дефицит в Греции за год сократился  с 15 до 10 процентов, но поскольку  другого выбора, как многократное сокращение дефицита, у этой страны нет, то ей  потребуется пройти еще через ряд "болезненных" шоков, чтобы вернуть доверие рынков.

Эксперт сообщил, что целая глава нового доклада МВФ посвящена практическим рекомендациям по проведению  в европейских странах комплексных структурных реформ, которые ведут  к позитивным переменам.  Многие выводы на первый взгляд  неоднозначны. К примеру, в МВФ считают, что   жесткое трудовое законодательство, защищающее права работников, для роста экономик гораздо хуже чем либеральное. Влияет на  экономический рост и уровень образования граждан, и число  патентов на душу населения, а при инновациях особенно  востребованы венчурные , нежели банковские, капиталы. На  вопрос одного из слушателей насколько сильно в случае перехода к инновационной экономике  могут увеличиться  ее темпы роста, Клинген ответил примерно в том же ключе. По его словам,   тесной привязки  инноваций к темпам роста экономик, нет, так как сдерживающую роль играют другие  узкие места. И это доказывает опыт многих европейских стран.

"В России  большим  сдерживающим фактором экономического роста является  инвестиционный  климат, чем инновации", - заметил эксперт МВФ.