К борьбе за акции "Тольяттиазота" зарубежная компания подключила российскую полицию

Вокруг крупнейшего в мире производителя аммиака ОАО "Тольяттиазот" закручивается новый виток уголовных и арбитражных разбирательств. Об этом рассказали журналистам на встрече официальные лица предприятия. Речь шла о почти детективном, по мнению наблюдателей, и даже абсурдном появлении претендента на миноритарный пакет акций "Тольяттиазота" с ирландской пропиской - компании Eurotoaz limited.

Как сообщили журналистам, именно по инициативе этой ирландской фирмы 18 февраля 2010 года было возбуждено уголовное дела по пункту "б" части 3 статьи 165 УК РФ - причинение имущественного ущерба при отсутствии признаков хищения.

Дело в том, что еще в 1994 году некая венгерская компания Eurotoaz приобрела небольшой пакет акций ОАО "Тольяттиазот". В течение последующих пятнадцати лет об этой компании никто ничего не слышал. Однако в 2009 году уже ирландская компания Eurotoaz limited заявила о себе, как о правопреемнице венгерской фирмы, и на этом основании стала претендовать на миноритарный пакет акций химического гиганта, подав иски в арбитражный суд. Однако вскоре, видимо, поняв, что преемственность доказать не удастся, новоявленные "акционеры" заявили, что купили пакет у венгерской фирмы. Стоит отметить, что помимо схожести названий у венгерской и ирландской фирмы один и тот же руководитель - г-н Галантаи.

Что же получается? Некая ирландская компания обращается с иском к мировому лидеру по производству аммиака с требованием восстановить ее в реестре акционеров, утверждая, что владеет пакетом акций ОАО "Тольяттиазот" аж с 1994 года. Однако все 15 лет она не только не принимала участия в деятельности завода, например, в собраниях акционеров, но вообще никак о себе не заявляла. При этом в качестве подкрепления своих прав на акции ирландская компания в судах предъявляет лишь ксерокопии каких-то весьма сомнительных документов. Суды, изучавшие эти ксерокопии, пришли к выводу, что ни одна из них не может рассматриваться в качестве основания для перехода права собственности.

Понимая очевидную несостоятельность своих доводов в арбитражном процессе, претенденты на акции ТоАЗа из далекого Дублина обнаружили хорошее знание российских реалий и решили пойти путем, известным всем любителям чужих активов. К борьбе за акции "Тольяттиазота" были подключены силовые органы. В феврале 2010 года Eurotoaz limited в лице своего представителя г-на Евгения Седыкина обратилось с заявлением в тольяттинскую милицию. Все доводы защиты о том, что спор о праве собственности на эти акции не может решаться в уголовном процессе, были отвергнуты следствием. Однако с позицией "Тольяттиазота" согласилась прокуратура, которая постановила прекратить дело.

Eurotoaz limited четырежды обжаловала решение о прекращении уголовного дела, - сообщил адвокат "Тольяттиазот" Сергей Замошкин. - Три раза суд принимал сторону завода, но на четвертый раз по формальным основаниям отменил постановление о прекращении уголовного дела. Дело из Тольятти теперь передано в следственное управление при ГУВД Самарской области. Последний факт: 17 сентября в Арбитражный суд поступает очередное исковое заявление Eurotoaz limited, к которому прикладывается - ни много, ни мало - постановление следователя об удовлетворении ходатайства ирландской компании с явно заказным содержанием. Хотя в таком постановлении следователь не может делать принципиальных выводов по существу дела. Подобного рода документы не могут применяться стороной в качестве аргумента в арбитражном суде для доказательств. Так что случай, как говорится, показательный.

Мы рассматриваем это уголовное дело, как часть системной атаки на активы "Тольяттиазота", - утверждает адвокат, - и, как я говорю своим клиентам, до тех пор, пока ваши активы привлекательны, они будут являться лакомым куском для многих нечистых на руку людей. Причем в наших условиях подобного рода нападки будут происходить с использованием разного рода противозаконных методов, в том числе с использованием уголовных дел в арбитражных процессах".

Помимо использования этого уголовного дела для давления на арбитражный процесс, создаются и дополнительные проблемы. В частности, требуется огромное количество документов, причем просто невообразимое. Характерно, что следствие идет именно за теми документами, которые хочет истребовать противная сторона в своих противозаконных интересах, утверждает адвокат. Удивительно, но совсем не секрет, что представитель Eurotoaz limited даже в зале суда признавался, что, мол, "возбуждал дело, чтобы документы изъять". То есть, по словам Сергея Замошкина, нет даже никакой тайны, причем даже в суде, по поводу создания такого специфического механизма: противная сторона - следователь - изъятие документов - передача этих документов иностранной компании. Системный подход оппонентов в получении незаконным путем части активов корпорации "Тольяттиазот", всем абсолютно ясен, считает адвокат. И возбуждение этого уголовного дела, вероятно, не ставит целью не только привлечение к уголовной ответственности какого-либо лица - на эту тему шутить, кстати, не приходится - а именно использование материалов следствия в арбитражных судах в рамках незаконного завладения активами "Тольяттиазота". "Уверен, что это многоходовая операция по завладению активами "Тольяттиазота", за которой стоит одна и та же команда", - отметил Сергей Замошкин.

На предприятии считают, что на примере "Тольяттиазота" можно вполне наглядно видеть, как переплетаются уголовные и арбитражные дела. Хотя на государственном уровне уже давно предпринимаются серьезные меры для того, чтобы разделить уголовные и арбитражные составляющие, чтобы не дать возможности использовать уголовные дела для давления на бизнес. Лазейки, увы, остаются, и пример "Тольяттиазота", хотя и печальный пример борьбы "Тольяттиазота", возможно, поможет закрыть эти остающиеся лазейки для нечестных предпринимателей.

"С правовой точки зрения у ирландских охотников за акциям "Тольяттиазота" нет шансов, но, к сожалению, ситуация, как это ни парадоксально, представляется очень серьезной, - отметил адвокат Сергей Замошкин. - Многие, кто следил за драматическими событиями вокруг корпорации "Тольяттиазот", помнят, например, как некий арбитражный судья в Ивановской области по заявлению какой-то несуществующей фирмы и практически постороннего человека взял и наложил арест на все акции "Тольяттиазота". И если бы вовремя не был обнаружен этот факт, последствия были бы катастрофическими. Такой случай действительно был. И это не анекдот".

В борьбе за акции "Тольяттиазота" ирландская компания демонстрирует хорошее знание российских реалий и использует все средства, отметили представители компании. Но есть мнение, что ее представители не учли того, что эти реалии постепенно меняются. Прежде всего политическое руководство страны четко заявило о мерах по искоренению рейдерства и недопустимости использования силовых структур в экономических спорах. Более того, внимание министра внутренних дел Рашида Нургалиева было обращено именно на то, чтобы те, кто призван защищать от рейдеров, не включались в рейдерские бригады. Ведь от этого зависит не только создание благоприятного инвестиционного климата в стране, но и сохранение стабильной социальной обстановки в целом, ведь от благополучия тех предприятий, на которые покушаются, зависит благополучие многих работников и членов их семей.