Большой театр откроется через 18 дней

Большой театр готовится к двойной премьере: самого здания и грандиозного Гала-концерта, который состоится 28 октября. Корреспонденты "РГ" отправились на экскурсию, чтобы выяснить все "изюминки", на которые зрителям стоит обратить внимание в первую очередь.

В ожидании "гида" - представителя генподрядчика Михаила Сидорова - любуемся зданием, его цвет стал теплее. Теперь театр не белый (как во времена СССР), не розовый (как перед реконструкцией), а золотисто-песочный, как и задумывал архитектор Альберт Кавос, восстановивший здание после пожара в 1856 году. В нишах замерли изящные музы Эрато и Терпсихоры, воссозданные по фотографиям своих предшественников, погибших во время Великой Отечественной.

Двери главного входа пока закрыты, поэтому в театр идем из административного здания - по переходу. Поднимаемся в главное фойе на втором этаже. Еще недавно его называли по цвету стен "Белым". Скептики ворчали: "Как в больнице". Сейчас вернулись росписи, закрашенные краской, и вставки под розовый мрамор. На перилах вновь сияют вазы, исчезнувшие в советское время. В фойе суета - развернута гримерная,но распахиваются двери Царской ложи. Перед рядами кресел - небольшая комната, обитая малиновой материей. "Рисунок мастера "прочитали" по ветхому клочку, а изготавливали ткань по технологии XIX века по метру в день, - рассказывает Сидоров. - Зеркала в золоченых рамах еще помнят Николая II". К слову, Сталин предпочитал слушать оперу из ложи на первом этаже, построенной так, что зритель в ней не заметен. К тому же специально для генералиссимуса там возвели бетонную стену, уберегающую от выстрела.

 
Видео: Сергей Куксин

На сцене идет репетиция первого концерта. Режиссер Дмитрий Черняков дает указания артистам. Наш фотограф уже прицелился, чтобы запечатлеть исторический кадр, но представитель пресс-службы театра протестует: "Не срывайте интригу! Готовим для зрителей сюрприз!" Сидоров пытается скрасить разочарование: "Представьте, что вы попали в гигантскую скрипку". Зал именно такой формы. Как и музыкальные инструменты великих итальянских мастеров Амати и Страдивари, полы, панели стен и перекрытия сделаны из ели. Ради улучшения резонанса Кавос и потолок сделал деревянным, а не железным, как предписывалось. В ходе многочисленных переделок в наши дни на стенах появилась фанера, пол залили бетоном. "Сейчас уникальная акустика восстановлена, - отмечает Сидоров. - На идеальный звук работает все - от лепных украшений лож и ярусов, сделанных из папье-маше, до обивки кресел специальной звукоотражающей тканью". Тем временем в зале светлеет: накаляются лампы в главном его украшении - трехъярусной люстре весом более 2,3 тонны. Ее изготовили во Франции еще в 1863 году. За годы многие хрустальные подвески были утрачены. Из 24 тысяч реставраторы восстановили более 13,5 тысячи. С хрустальными люстрами, которые оказались в театре в разное время и соотвественно были выполнены по непохожим технологиям, мастерам пришлось поколдовать. Специалистов, которые могли бы сработать недостающие хрустальные детали по старой технологии, собирали по всему миру. Присмотритесь к люстрам, что висят в парадных залах, - они еще с газовыми кранами. У созданных в XIX веке свет с мягким желтоватым оттенком, у более поздних - с радужным, более яркий.

Репетиция закончилась, на сцену опустился "золотой занавес" (секрет его особой торжественности: каждая нить соединена с фольгой с золотым покрытием). Поднимаемся на сцену. Дух захватывает: пять воздушных ярусов струятся золотом. Заглядываем в оркестровую яму. Она увеличилась в размере (могут разместиться 130 музыкантов, это необходимо для сложных произведений, например, Вагнера и Штрауса), и стала подвижной (может подняться до уровня зала). Технические возможности сцены впечатляют, ведь она состоит из семи подъемно-отпускных платформ. При необходимости на нее "накатят" поворотный круг, а для балетных постановок - "фуру" с упругим покрытием. Есть хитрые приспособления, благодаря которым артист может летать или внезапно появляться. До того как задуманные эффекты воплотить на сцене, режиссер сможет моделировать их в компьютере. Из зрительного зала идем в Круглый, где зрители будут коротать антракт. "Все как в давние времена!" - подчеркивает Сидоров и показывает на медальоны с императорскими гербами на гобеленах. При советской власти их заменили изображения серпа и молота. Столетние гобелены особыми кисточками чистили пять лет. Позолота везде выполнена по старинным технологиям. А в кольцевых коридорах театра вновь лежит венецианская мозаика. И только буфет предстанет таким, каким его запомнили в 30-х годах прошлого века. А мы спускаемся в новое - подземное - пространство. Можно воспользоваться эскалатором или лифтом. Направо - концертный зал. Пока стоят две зрительных трибуны, но они мобильные, при необходимости их легко развернут на 300 мест. Легко трансформируется и сцена. Так что камерных концертов будет больше.