Своего сына Зинаида Ягодинская потеряла во время контртеррористической операции в Чечне в 2000 году. В качестве возмещения потери от государства ей полагалась квартира. Только вместо нормального жилья женщина (парализованный инвалид) получила площадь, которую иначе как халупой не назовешь.
Квартиру, расположенную на окраине Буинска по улице Горняка в доме N 20, местные власти Ибресинского района Чувашии подбирали как будто специально под стать неходячей женщине. Трехкомнатная, двухуровневая, с прогнившими полами и разваливающимися стенами, с крутой лестницей, ведущей в жилые комнаты.
- Видимо, специально выбирали, чтобы я быстрее ходить опять научилась, - шутит женщина.
Чувство юмора, пожалуй, единственное, что еще позволяет ей держаться в сложившейся ситуации. Своего жилья у матери погибшего солдата нет. Сейчас она живет с 80-летней родственницей в ее деревянном доме. В 2006 году, когда администрация поселения выделила Зинаиде Ягодинской положенную по закону квартиру, появилась надежда на нормальную, хоть и без единственного сына, жизнь. Что подарок получится настолько "щедрым", женщина и не рассчитывала.
- В договоре на приобретение жилья в администрации поселения нас попросили поставить сумму 220 тысяч рублей. Сказали, что отдали бывшим хозяевам 150 тысяч рублей, а на остальные деньги сделают полный ремонт помещения, - говорит Зинаида Ягодинская.
Сколько реально стоили предоставленные женщине трущобы, сказать однозначно не может никто. Соседи по дому говорят, что эта квартира пустовала очень давно. И даже они, живущие здесь уже с десяток лет, ни разу никого в ней не видели, а их дети любили играть там в войнушку. Тем не менее женщину заставили вселиться в непригодную для проживания квартиру, а вот обещание сделать капитальный ремонт так и не выполнили.
За те шесть лет, что прошли с момента переоформления недвижимости, здесь только заменили трубы и подвели к дому газ. Правда, чиновники из местной администрации не смогли объяснить женщине, как пользоваться этими благами, если в квартире нет ни газового котла, ни насоса для подачи в трубы воды.
- Мы понимаем необходимость решения этого вопроса, но мгновенно сделать ничего не можем, - говорит глава Буинского сельского поселения Андрей Гулянов. - По сути, мы оказались заложниками ситуации, ведь вопрос с квартирой решался еще прежней администрацией, и пока не можем найти необходимую сумму.
С момента гибели сына прошло более 10 лет. Несмотря на многочисленные обращения матери погибшего в местную и районную администрации, вопрос до сих пор остается открытым.
Недавно женщина обратилась с запросом в прокуратуру. Здесь заявление приняли и обещали рассмотреть. К чиновникам парализованная женщина выбирается уже значительно реже. В ближайшее время планирует отвезти очередное заявление с просьбой все-таки сделать необходимый ремонт в предоставленном ей жилье.
И, как обычно, остановится у красного уголка администрации, где на доске с надписью "Чтобы помнили" в очередной раз прочитает о героическом жизненном пути и множестве наград своего сына.