Эксперт: Развитие городов нужно начинать с новых стандартов качества жилья

В рамках IV Тульского экономического форума чиновники и эксперты пришли к выводу, что развитие российских городов нужно начинать с обеспечения новых стандартов качества жилья. По мнению специалистов, это потянет за собой модернизацию сферы ЖКХ и повышение транспортной доступности территорий.

Тяга к комфорту

Губернатор Тульской области Владимир Груздев, выступая на форуме, подчеркнул, что тема развития городов поднята организаторами мероприятия далеко не случайно. Регион сильно урбанизирован - в городах проживает почти 80 процентов жителей.

- По существу, мы приняли эстафету всемирной международной выставки "ЭКСПО-2010", прошедшей в Шанхае под девизом "Лучше город - лучше жизнь!". Наш форум выступает своего рода мостом, соединяющим международные центры выработки принципов мирового городского развития и Россию, - амбициозно заявил глава региона.

Впрочем, в этом губернатора поддержал и вице-президент фонда "Сколково" Станислав Наумов, заметивший, что именно шанхайская декларация является основой для рассуждений по предложенной теме. Другой базовой платформой способен стать пример планировки самого Сколково, наработки проектировщиков которого могут быть взяты на вооружение в проектах развития российских городов. Причем как малых - ведь это небольшой населенный пункт, так и крупных, поскольку, по сути, Сколково - продолжение урбанизированной столицы. Кстати, в этом наукограде на каждый квадратный метр исследовательских площадей приходится четыре метра инфраструктуры. И, кажется, на сегодня это и есть оптимальный показатель комфортности городской среды.

Актуальность заданной темы подчеркивали все участники пленарной дискуссии. Так, президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин отметил, что, по прогнозу ООН, к 2025 году до 85 процентов населения будет жить и работать в городах.

- Комфортность городской среды для проживания - это не только доступная инфраструктура, безопасность, культурная традиция и экология, но и возможности самореализации, особенно для экономически активного населения. Самореализация же тесным образом связана с проблемой занятости, для решения которой следует всемерно развивать малый и средний бизнес, прежде всего - в технологическом секторе обеспечения жизни города, - считает Сергей Катырин.

От большого к малому

Анализируя ситуацию, министр регионального развития Виктор Басаргин заметил, что проблемы городов в зависимости от их статуса весьма различны. Речь может идти о мегаполисах, крупных городах с населением более 100 тысяч человек (как правило, это столицы регионов) и малых.

- Общее количество жителей в каждой из этих категорий примерно одинаково - и нельзя пренебрегать одной группой городов в пользу другой, - подчеркнул министр. Проблемы мегаполисов - в неспособности полноценного перехода к постиндустриальной экономике в силу отсутствия необходимой инфраструктуры, общественных пространств, деловой и жилой недвижимости надлежащего качества, а также несбалансированности транспортных и миграционных потоков. "Болевые точки" региональных центров - наличие значительных площадей частного сектора с низкой степенью благоустройства, ветхого и аварийного жилья, недостаток объектов социально-культурного обслуживания, смещение жилых и производственных зон. В малых городах - целый комплекс проблем, накопившихся из-за ограниченных финансовых возможностей, поскольку считалось, что в крупные города инвесторам выгоднее вкладывать деньги. При этом ряд населенных пунктов исчерпали возможности развития на прежней базе еще в 60-70-е годы прошлого века.

Но при любых подходах в развитии каждой категории, по словам Виктора Басаргина, необходимо проводить реновацию существующей застройки городов и обеспечивать возрастающую потребность в новых стандартах качества жилья. На форуме был обозначен инструментарий формирования комфортной городской среды. Это "умная" инфраструктура, экологическая ответственность, обеспечение безопасности, развитие рынка жилья, сохранение культурного наследия.

Если в мегаполисах предъявляют высокие требования к качеству услуг, то в малых городах речь идет об элементарном развитии

Любопытно, что последнему пункту участники дискуссии уделили довольно много внимания. Так, по словам генерального директора Российского института градостроительства и инвестиционного развития "ГИПРОГОР" Михаила Грудинина, в отличие от прежней плановой экономики, в условиях рыночных отношений сохранение исторических центров может стать большим инвестиционным проектом. Но при этом необходимо "ограничивать аппетиты девелоперов", как правило, недовольных нерациональным, по их мнению, использованием городского пространства под "исторические развалюхи".

Плановый подход

Между тем, по словам Михаила Грудинина, сейчас "практически идет процесс деурбанизации" - многие уже не хотят жить в мегаполисах. На тенденцию переезда жителей столицы в областные центры соседних регионов, при сохранении места работы, обратил внимание и Виктор Басаргин. Министр считает, что этот процесс стоит стимулировать. Кстати, на форуме напомнили, что многие крупные организации переводят свои офисы и call-центры в региональные столицы. При современном уровне коммуникаций - это выходит намного дешевле.

В то же время если жители мегаполисов, например, предъявляют повышенные требования к услугам по использованию свободного времени, то в малых городах речь идет об элементарном развитии.

- Мы говорим о качестве тех или иных услуг населению, а есть города, где этой услуги еще вообще нет. Это задача, которую надо решать в ближайшее время, - заметил Виктор Басаргин. "Удачный" пример привел Владимир Груздев, отметивший, что в Тульской области имеются городки, где вообще нет горячей воды.

Выступая на форуме, министр регионального развития пообещал активно поддерживать повышение самостоятельности муниципальных образований в решении вопросов, связанных с территориальным планированием. Кроме того, он обратил внимание на необходимость переходить "от проектирования объектов к проектированию пространства".

- Ручное управление, оперативное реагирование были неизбежным этапом переходного периода. Однако сейчас они окончательно должны уйти в прошлое. Перед нами стоит задача создания долгосрочных комплексных планов развития макрорегионов, субъектов Федерации и городов, - подчеркнул Виктор Басаргин. По его словам, в России нет недостатка в землях, но есть дефицит территорий, подготовленных для развития. Министр пообещал регионам господдержку при создании площадок, обеспеченных инфраструктурой.

Смещая акценты

Важным стимулом для улучшения качества жилья станет гармонизация нормативных документов в области строительства с принципами, принятыми в Евросоюзе.

- Мы хотим сделать применение новых норм и технологий не только удобным процессом, но и выгодным для бизнеса. Это позволит осуществлять техперевооружение отрасли каждые пять лет в соответствии с мировой практикой, - отметил Виктор Басаргин. Он подчеркнул, что госстроительством должны заниматься профессионалы и "настало время приступить к созданию института подтверждения профессиональной ответственности". По его словам, речь может идти о лицензировании или создании некой саморегулируемой организации.

Кроме того, министр сказал о возможном изменение акцентов в государственной политике по жилищному строительству. По его словам, планы по увеличению к 2015 году объемов строительства в полтора раза не изменятся, но показатель в один квадратный метр нового жилья ежегодно на каждого жителя страны к 2020 году, возможно, будет "переосмыслен". Главный акцент сместится на качество жилья, на переход к малоэтажному строительству. Вообще, индивидуальную застройку в качестве приоритета в жилищной политике называли многие участники дискуссии. В то же время развитие этого направления невозможно без модернизации ЖКХ, о чем высказался, в частности, зампредседателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Коган.

Другая городская проблема - транспорт. Участники форума обратили внимание на то, что мировой тренд в последнее время склоняется в сторону развития электротранспорта. Впрочем, по мнению Михаила Грудинина, вопрос не в проблеме выбора, а в планировании транспортной инфраструктуры. К сожалению, муниципалитеты не уделяют должного внимания именно созданию грамотно спланированной схемы движения городских транспортных потоков. Впрочем, "сегодня вообще мало людей, которые могут проектировать города, знают, как это делать". Михаил Грудинин посоветовал активнее привлекать к этому европейских специалистов, тем более что в условиях финансового кризиса их услуги уже не так дороги.

Результатом работы Тульского форума стал документ под названием "Тульская градостроительная инициатива". Виктор Басаргин назвал его "попыткой сформулировать императивы развития городов" и отметил актуальность такого документа. Однако к его содержанию отнесся скептически, сообщив, что "это классика, которую преподают в вузах". Глава минрегионразвития сообщил, что документ будет доработан (точнее - переработан) и вынесен на обсуждение экспертного сообщества.

Кстати

В IV Тульском экономическом форуме принимали участие около двух тысяч человек. Почти треть из них прибыли из 200 городов, расположенных в 45 регионах страны. В рамках мероприятия правительство Тульской области заключило более 30 инвестиционных соглашений на сумму 50 миллиардов рублей. Министр регионального развития РФ Виктор Басаргин предложил сделать Тульский форум ежегодной площадкой для обсуждения проблем развития городов, с привлечением на нее профессионалов и экспертное сообщество.