Как показал анализ конкурсной документации, при выборе подрядчиков для подготовки к 1150-летию Смоленска и 425-летию Воронежа муниципальные власти предъявляют к исполнителям работ весьма специфические условия. В обоих случаях потребовалось вмешательство антимонопольного ведомства.
В Смоленске решением регионального управления ФАС России замглавы горадминистрации, начальник департамента ЖКХ Николай Петроченко оштрафован на 40 тысяч рублей за необоснованное продление сроков двух муниципальных контрактов.
В настоящее время чиновник находится под домашним арестом. На прошлой неделе ему, а также главе администрации Смоленска Константину Лазареву и бывшему директору МУП "Вычислительный центр ЖКХ" Виталию Ерофееву было предъявлено обвинение в покушении на мошенничество. Все трое подозреваются в незаконном получении так называемого "входного билета", то есть платы от коммерческой организации за право участвовать в тендерах по благоустройству и реконструкции муниципальных объектов в рамках программы подготовки города к 1150-летию. При проведении оперативного эксперимента сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ зафиксировали факт получения чиновниками пяти миллионов рублей от представителя московской компании "Евро Дизайн", пожелавшей в 2012 году участвовать в распределении муниципальных контрактов общей стоимостью свыше миллиарда рублей. Административное наказание, наложенное областным УФАС на вице-мэра Николая Петроченко, позволяет оценить, как городские чиновники заботились о приближенных компаниях.
В августе 2010 года на основании результатов открытых аукционов городское управление ЖКХ оформило муниципальные контракты на реконструкцию улицы Рыленкова стоимостью 32,2 миллиона рублей и капремонт улицы 25-го Сентября стоимостью 169,9 миллиона рублей. Оба контракта были заключены с одним и тем же ООО "Смоленская дорожно-строительная компания" и исполнить их надлежало к 20 декабря 2010-го. За неделю до окончания срока вице-мэр подписал с руководством подрядной организации дополнительные соглашения по каждому из контрактов, в соответствии с которыми работы на улице Рыленкова были продлены до 1 ноября 2011-го, а на улице 25-го Сентября - до 16 августа. За это решение антимонопольная служба и привлекла чиновника к административной ответственности, поскольку закон о размещении заказов не допускает изменения условий муниципальных контрактов ни по соглашению сторон, ни в одностороннем порядке.
Сам вице-мэр заявил, что нарушил закон по неосторожности - дескать, не предвидел последствий своих действий. Однако, если вспомнить о стоимости "входного билета" на аукционы, становится ясно, что никакие штрафы в таких условиях просто не страшны. Между тем у аукционов на право заключения муниципальных контрактов были и другие особенности.
Упомянутая выше подрядная организация только в августе прошлого года взялась за капремонт и реконструкцию пяти магистральных улиц в Смоленске, заключив муниципальные контракты общей стоимостью свыше 400 миллионов рублей. Во всех случаях эта компания оказывалась единственной, допущенной к участию в аукционе, хотя заявки подавали и другие организации. Всем конкурентам было отказано по одной и той же причине - из-за отсутствия лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов IV класса опасности. Считать это избыточным требованием к организациям, выполняющим капремонт и реконструкцию улиц города, не получается. Специалисты наверняка смогут доказать, что при укладке асфальта рабочим приходится иметь дело с опасными отходами. Однако тот факт, что дорожно-строительные компании, в том числе имеющие немалый опыт работы по государственным и муниципальным контрактам, такой лицензии не имеют, наводит на мысль, что это требование является ноу-хау мэрии Смоленска. Или, скорее, фирмы "Промресурс", привлеченной администрацией для разработки аукционной документации.
В ОГУ "Смоленскавтодор" утверждают, что при выборе подрядчиков для ремонта и реконструкции областных автодорог подобных требований никогда не предъявляли.
- В соответствии с законодательством запрашивать эту или какие-то другие лицензии недопустимо, поскольку генподрядчик имеет право привлекать к работам любые субподрядные организации - в том числе те, которые имеют лицензии на выполнение каких-то специальных работ. Самому генподрядчику получать их не нужно, - пояснили в управлении. - Такие особенные требования появляются, как правило, в тех случаях, когда заказчику по какой-то причине нужно сократить число участников аукциона.
Кстати, у областного УФАС есть опыт рассмотрения вопроса об избыточных требованиях к подрядным организациям. Например, в феврале управление рассматривало жалобу екатеринбургской компании "СТК МТ Электро". Заявитель, готовый взяться за проектирование праздничного освещения в исторической части Смоленска, посчитал, что местные власти неправомерно требуют от него лицензию на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих гостайну. Речь шла о контракте стоимостью 11 миллионов рублей, и единственный довод, который сумели привести чиновники, - что проект должен включать в себя… освещение здания управления МВД. Аукцион был приостановлен, нелепости из конкурсной документации убрали, и компании-заявителю удалось заключить контракт.
В случае с дорожными работами так не получается. В Смоленске от подрядчиков второй год требуют лицензию на право работать с отходами IV класса опасности и пачками не допускают их к участию в аукционах.
Между тем смоленские антимонопольщики могут обратить внимание на опыт коллег из Воронежа, где сложилась аналогичная ситуация с госконтрактами на работы к 425-летию города. Местное УФАС изучило ряд электронных торгов, проведенных РайДЕЗом ЖКХ Центрального района и управлением организации закупок для муниципальных нужд. И судя по аукционной документации, доступ к гостайне в столице Черноземья могли получить даже не электромонтеры, а гастарбайтеры, укладывавшие тротуарную плитку.
Предметом контрактов были работы по проектированию, реконструкции и благоустройству привокзальной и Адмиралтейской площадей (стоимость - около десяти и 50 миллионов рублей соответственно), улиц Кольцовской и Карла Маркса (порядка 38 и 60 миллионов), а также водозабора в микрорайоне Масловка (примерно 40 миллионов). Помимо свидетельства о членстве в отраслевой СРО, участники размещения заказа должны были предоставить лицензии ФСБ на использование сведений, составляющих гостайну. Но УФАС не усмотрело таких видов работ, которые повлекли бы доступ к секретным данным, и результаты торгов были аннулированы.
Такого рода условия в Воронеже выдвигают многие госзаказчики, особенно в сфере строительства и ремонта. Среди необоснованных, по мнению антимонопольщиков, требований - лицензии на осуществление работ по монтажу и ремонту средств пожарной безопасности и пресловутое разрешение на деятельность по сбору и транспортировке опасных отходов.
- Лишь один раз заказчик доказал нам, что ему действительно нужна была не просто дорожно-строительная организация, а именно способная вывозить отходы I-IV классов опасности: при ремонте улицы Ростовской надо было убрать шпалы, пропитанные креозотом, - отметил руководитель воронежского УФАС Владимир Рохмистров. - В остальных случаях избыточные условия приводили только к ограничению количества участников, что не позволяло сэкономить бюджетные средства.
По сходной причине решением Высшего Арбитражного суда были отменены и результаты отбора генподрядчика для строительства набережной Массалитинова (один из ключевых "юбилейных" объектов). Правда, точку в судебном споре поставили поздно: нелегитимная фирма уже работала над дорогой, и менять коней на переправе не стали. Теперь там устраняют недоделки, выявленные после сдачи набережной.
- Мы контролировали все конкурсные процедуры, связанные с освоением средств на подготовку к 425-летию города. И получали жалобы от участников буквально всех торгов, где сумма контракта превышала десять миллионов рублей, - подчеркнул Владимир Рохмистров. - Могу сказать, что те компании, которые в итоге получили генподряды, получили их законно. Это лучшие фирмы Воронежа. Другое дело, что по срокам и качеству работ в итоге ко многим большие претензии. Мы все наблюдаем эти огрехи: где-то асфальт после дождей "повело", где-то плитка песком до сих пор засыпана. Но здесь уже причина не в неправильном отборе исполнителей, а в том, как заказчик потом следит за их работой.