По словам вдовы Александра Солженицына Натальи Дмитриевны, приехавшей в Рязань на открытие этой мемориальной аудитории, это первый центр по изучению биографии и творчества писателя, появившийся за пределами столицы.
Второй этаж здания филологического факультета Рязанского госуниверситета. Обычная не слишком большая аудитория, но на стене вместо надписи "кабинет …" лаконичное - "Солженицынский зал". Прямо напротив двери большой портрет Александра Исаевича, рядом - текст его "Молитвы о России". Вдоль стен - стенды уникальной экспозиции: раритетные фотографии и документы. Правда, все в копиях: по словам одного из организаторов, подлинники разместить побоялись - это все же не музей, где есть специальные охранные устройства. Большинство экспонатов - из архива первой жены Солженицына Наталья Решетовской.
На экспозиции уникальные фото рязанского периода, когда Солженицын писал, еще будучи никому не известным. Переписка с рязанцами. Или кадр, на котором писатель сжигает свои рукописи: "Он их сжигал сразу после того, как перепечатает на машинке, наивно полагая, что так КГБ не установит авторство", - поясняет вдова писателя. Первый автомобиль "Москвич", которого Александр Исаевич назвал "Денис", поскольку куплен он был на гонорары от "Одного дня Ивана Денисовича". У Решетовской было много цветных слайдов, из которых энтузиасты теперь сделали фотографии, и это единственные цветные фото Солженицына 60-х годов. Есть информация о его последнем приезде в Рязань, которую, по словам Натальи Дмитриевны Солженицыной, ее супруг очень любил и часто вспоминал. "Он очень любил Оку. Даже хотел быть похороненным на ее берегу, - делится воспоминанием Наталья Дмитриевна. - Мы смотрели место, там рядом церковь. Потом сказал - нет, похорони в Москве, что я там буду один лежать".
- Смотреть надо, конечно, подробно, - заметила вдова писателя, отвечая на вопрос "РГ" о первых впечатлениях от экспозиции в РГУ. - Здесь очень глубокая вспашка, дано огромное число фотографий, которые я никогда не видела, потому что они сохранились в Рязани. По факту это все не новое - все эти факты я знаю - а для глаз новое. И вы поймите, понадобились часы, часы, часы и сердце на то, чтобы все это создать. Поэтому это очень большое событие и очень радостное.
В Рязань Александр Солженицын приехал после реабилитации в 1956 году, потому что здесь работала в институте Наталья Решетовская. Именно в Рязани был написан "Один день Ивана Денисовича", после публикации которого в "Новом мире", заговорили "о появлении в русской литературе большого писателя". Он прожил здесь 12 плодотворных лет: здесь появился "Матренин двор" и другие произведения, здесь он начинает "необыкновенно много сразу" - "Архипелаг ГУЛАГ", "Круг первый", "Раковый корпус". При этом он все время работал учителем физики.
Тем не менее, когда писатель ушел из жизни, и появилось решение президента РФ увековечить его имя, про Рязань как-то забыли. Рассказывая "РГ" о музее в Кисловодске, где Солженицын родился и жил первые пять лет, его вдова напомнила, что там сохранился домик его тети - сестры матери, у которой он жил. "Этот домик был пустой, и президент распорядился превратить его в музей, - прокомментировала Наталья Дмитриевна. - Это процесс, как все у нас в стране, долгий, трудный. Но он идет. Что касается меня, то я занимаюсь не кирпичами, фундаментом и крышей, а экспозицией. Материалом , который есть. Сами понимаете, в 1918 году, когда он родился, фотоаппаратами не щелкали, как сейчас в этом зале, но что-то есть". По ее словам, по постановлению Московского правительства будет и мемориальная квартира Солженицына в столице. Сейчас в квартире на Тверской, откуда писателя "забирали", и где жили его жена и сыновья, хотя сам он там так и не был прописан - не разрешали, располагается Фонд Солженицына, который он в свое время создал для поддержки бывших узников ГУЛАГа, и куда идут все гонорары от изданий "Архипелага" на всех языках. Кстати, сейчас у Фонда около 2 тысяч подопечных - "старых людей, которые лишены здоровья", а было более 4 тысяч - "естественно, люди уходят". Как бы то ни было, но первый вот такой, правда, не совсем музей появился в "забытой" Рязани.
- Самое главное, что это не музейный зал и даже не мемориальный. Это солженицынская аудитория, - поделилась с "РГ" впечатлениями Наталья Солженицына. Здесь будут каждый день по расписанию занятия студентов. Разных студентов. Самое замечательное, что здесь будет такой поток живых душ, которые будут это видеть, кого-то это зацепит, кто-то прочитает больше, чем "Ивана Денисовича" и "Матренин двор", которых в школе преподают. Вот это то, о чем можно было только мечтать. Знаете, ведь у нас многие музеи - чего греха таить - мертвые (музеи имеют такую тенденцию). А это - живая Солженицынская аудитория.
Кстати, в Рязани вот уже лет пять строятся планы по организации музея на улице Урицкого, в доме 17 , квартира 3, где когда-то жил Солженицын. Но пока дальше разговоров дело не идет. Вроде все согласны, что дело нужное, хорошее, но денег нет. Сейчас вопрос находится в стадии согласования, пояснили в городской администрации. Однако относительно реальные сроки появления в Рязани музея или мемориальной квартиры Александра Солженицына назвать не решились.
По словам вдовы писателя, изучение Солженицына только делает первые шаги в нашей стране по ряду причин: его писательская и человеческая судьба была очень сложной - 20 лет с 1966 года ни одна строка не печаталась, потом 20 лет прожил в изгнании. "Когда его книги начали возвращаться, то имя его уже было заляпано грязью - огромным мощным аппаратом бывшего режима. И это не только тогда сработало, но и сейчас продолжает работать - знания о судьбе Солженицына , о его книгах, его биографии очень ущербное, - считает вдова. - Раньше изучать Солженицыа было совершенно невозможно. Когда, началась перестройка, тоже было не до изучения: надеялись на крутые и быстрые перемены, а быстрых перемен к лучшему не бывает. А потом наступило некоторое разочарование, потом апатия. В общем, на изучение творчества Солженицына времени еще не было, вот только-только начинается.
По окончанию первой экскурсии в этом музее-аудитории к вдове Солженицына подходили рязанцы - те, кто знал ее мужа, встречался, переписывался… Благодарили. Олег Дмитриевич Кузьмин, работавший в свое время с Александром Исаевичем в школе, сообщил, что у него сохранились рисунки Курбанова - свидетельства жизни Солженицына в Рязани и последнее письмо писателя. Потом была встреча Натальи Солженицыной с жителями - в областной библиотеке, потому что "ему всегда казалось, что библиотека - индикатор культурной жизни страны". По словам Натальи Дмитриевны, библиотека и ранее и сегодня продолжают играть, "может, и не ключевую, но огромную роль": "Реальное культурное пространство, может, немого залатанное, но все же продолжает оставаться разорванным. Раньше книга, изданная в Москве и Санкт-Петербурге, Новосибирске облетала всю страну - такая возможность была. А в 90-е годы все это порушилось, обрезалось, сейчас в какой-то степени восстанавливается, но все же…". Зашел разговор о судьбе бумажной книги, вытесняемой электоронными носителями: "Есть разные мнения, что касается меня, я думаю, что существовать должно и то и другое. Но приятнее держать книгу в руках, когда к тебе переходит что-то от автора, нежели знакомиться с текстом с электронной читалки. С другой стороны - устройства для чтения работают в том же направлении - человек может читать. На самом деле не стоит воевать книжным изданиям с электронными - они все способствуют тому, чтобы человек не опустился на четвереньки".
Отвечая на вопрос о местном самоуправлении, Наталья Солженицына, рассказала , как это организовано в Вермонте, где они жили с мужем. По ее мнению, местное самоуправление - это "единственный способ сделать жизнь человеческой", но для этого надо дать возможность муниципалитетам самим распоряжаться деньгами. Рассуждая о реформе образования, вдова писателя подчеркнула, что относится к ней отрицательно, поскольку она "выпихивает из образования гуманитарную составляющую", и это не может не волновать людей, озабоченных катастрофическим падением культуры. Рязанских педагогов интересовало: какая из изданных биография Солженицына ближе всего к реалиям? Наталья Дмитриевна назвала книгу Людмилы Сараскиной, вышедшую в серии ЖЗЛ - там выверены все факты, даты и фамилии. Отвечая на вопрос, будут ли еще российские Нобелевские лауреаты от литературы, заметила, что Александр Исаевич считал, что Нобелевский комитете недооценивает русскую литературу. В свое время он, как лауреат премии, подавал несколько предложений, но они пока не приняты, хотя все эти люди живы. Фамилий вдова Наталья Солженицына называть не стала.