На открытие мемориальной аудитории в Рязань приехала вдова писателя Наталья Дмитриевна Солженицына. По ее словам, это первый центр по изучению его биографии и творчества, появившийся за пределами столицы.
Второй этаж здания филологического факультета Рязанского госуниверситета, обычная аудитория, но на стене вместо надписи "кабинет ..." лаконичное - "Солженицынский зал". Прямо напротив двери большой портрет Александра Исаевича, рядом текст его "Молитвы о России". Вдоль стен стенды уникальной экспозиции, в которой раритетные фотографии и документы. Экспонаты в большинстве из сохранившегося архива первой жены Солженицына Натальи Решетовской.
На экспозиции уникальные фото рязанского периода. Переписка с рязанцами. Или кадр, на котором писатель сжигает свои рукописи: "Он их сжигал сразу после того как перепечатает на машинке, наивно полагая, что так КГБ не установит авторство", - поясняет вдова писателя. Первый автомобиль "Москвич", который Александр Исаевич назвал "Денис", поскольку куплен был на гонорары от "Одного дня Ивана Денисовича". У Решетовской было много цветных слайдов, из которых энтузиасты теперь сделали фотографии, и это единственные существующие цветные фото Солженицына 60-х годов.
- Здесь очень глубокая вспашка, дано огромное число фотографий, которые я никогда не видела, потому что они сохранились в Рязани, - заметила вдова писателя, отвечая на вопрос "РГ" о первых впечатлениях от экспозиции в РГУ. - Понадобились часы и сердце на то, чтобы все это создать. Поэтому это очень большое и радостное событие.
В Рязань Александр Солженицын приехал после реабилитации в 1956 году, потому что здесь работала в институте Наталья Решетовская. В сущности, Рязань - это город, в котором Солженицын стал знаменит. Именно здесь был написан "Один день Ивана Денисовича", после публикации которого в "Новом мире" заговорили "о появлении в русской литературе большого писателя". Он прожил в Рязани 12 плодотворных лет: здесь появился "Матренин двор" и другие произведения, здесь он начинает "Архипелаг ГУЛАГ", "В круге первом", "Раковый корпус". При этом он все время работал учителем физики. Тем не менее, когда писатель ушел из жизни и появилось решение президента РФ увековечить его имя, про Рязань как-то забыли.
- Самое главное, что это не музейный зал и даже не мемориальный. Это солженицынская аудитория, - поделилась с "РГ" впечатлениями Наталья Солженицына. - Вы видите - в ней стоят столы и стулья. Здесь будут каждый день идти занятия студентов. Самое замечательное, что здесь будет такой поток живых душ, которые будут это видеть, кого-то это зацепит, кто-то прочитает больше, чем "Иван Денисович" и "Матрена", которых в школе преподают. Вот это то, о чем можно было только мечтать. Знаете, ведь у нас многие музеи - чего греха таить - мертвые. А это не музей - это живая солженицынская аудитория.
По ее словам, изучение Солженицына только делает первые шаги в нашей стране по ряду причин: его писательская и человеческая судьба была очень сложной - 20 лет с 1966 года ни одна строка не печаталась, потом 20 лет прожил в изгнании. "Когда его книги начали возвращаться, то имя его уже было заляпано грязью огромным мощным аппаратом бывшего режима. И это не только тогда сработало, но и сейчас продолжает работать - знания о судьбе Солженицына, о его книгах, его биографии очень ущербные, - считает вдова. - Раньше изучать Солженицына было совершенно невозможно, и когда началась перестройка, тоже было не до изучения: надеялись на крутые и быстрые перемены, а быстрых перемен к лучшему не бывает. А потом наступило некоторое разочарование. В общем, на изучение творчества Солженицына времени еще не было, вот только-только начинается.
По окончании экскурсии в этом музее-аудитории к вдове Солженицына подходили рязанцы, которые знали ее мужа. Благодарили. Олег Дмитриевич Кузьмин, работавший в свое время с Александром Исаевичем в школе, сообщил, что у него сохранились рисунки Курбанова - свидетельства жизни Солженицына в Рязани, и последнее письмо писателя. Потом была встреча Натальи Солженицыной с жителями в областной библиотеке, потому что "ему всегда казалось, что библиотека - индикатор культурной жизни страны". Вопросов было много, разговор длился несколько часов.