10.10.2011 23:45
    Поделиться

    Александр Галушка: N 94-ФЗ доводит госзакупки до абсурда

    На совещании по вопросам регулирования госзакупок Владимир Путин заявил, что существующая система госзакупок провоцирует коррупцию и что правительство рассматривает возможность замены N 94-ФЗ на федеральную контрактную систему.

    В год на госзакупки расходуется 5 трлн рублей - 10% от ВВП страны, из которых, по данным Контрольного управления президента, разворовывается до 1 трлн. Несостоявшимися объявляются 55% конкурсов и 56,1% электронных аукционов. Количество контрактов, заключенных без конкурентных процедур, постоянно увеличивается, сейчас это более 70% от всего объема государственных и муниципальных контрактов.

    В свое время N94-ФЗ был шагом вперед, однако сегодня очевидны его базовые проблемы. Концепция закона складывается из трех основных вещей: по духу, закон исходит из того, что любая кухарка может быть поставщиком государства; доминирующий критерий отбора поставщика - минимальная цена; доминирующая форма проведения торгов - электронный аукцион. Такая модель приемлема для стандартных товаров. Но коренная проблема N 94-ФЗ - то, что частный случай госзакупок стал их общим правилом. В результате по модели, пригодной для биржевых товаров, у нас закупается все, от скрепок до автодорог. В результате получается, что добросовестные поставщики фактически вытеснены из госзакупок. Более того, такая система в принципе не подходит для поставщиков инновационной продукции, которая, как правило, дороже традиционной по цене, но значительно дешевле в эксплуатации.

    Есть целый ряд ситуаций, когда дух N 94-ФЗ доводит госзакупки до абсурда. Характерен пример аукционов на оказание государству аудиторских и оценочных услуг, необходимых для приватизации госсобственности. Есть конкретные случаи, когда такие аукционы выигрывали участники с ценой услуги один рубль. Очевидно, что, проводя аудит и оценку госкомпаний, которые готовятся к приватизации, такой поставщик услуг действует в интересах третьих лиц, которые и выплачивают ему фактическое вознаграждение. Экономия государства на закупке в этом случае несоразмерна с его же потерями при приватизации.

    Именно по этим основаниям требуется кардинальный пересмотр концепции N 94-ФЗ и переход на ФКС.

    Александр Галушка, президент "Деловой России"

    Поделиться