Поделиться

    На разработку отечественных беспилотников МО потратит 3 миллиарда рублей

    Минобороны определилось, кто будет разрабатывать и, возможно, выпускать беспилотные летательные аппараты (БПЛА) для российской армии. Аппаратами весом до одной тонны займется питерская компания "Трансзас", более крупными, весом до пяти тонн - казанское предприятие "ОКБ Сокол".

    В первом случае будут вестись опытно-конструкторские разработки (ОКР), стоимость их определена в 2 миллиарда рублей. Во втором случае - научно-исследовательские (НИР), стоимостью - 1 миллиард рублей.

    Питерская компания считается ведущим не только в России, но и в мире разработчиком морской навигационной аппаратуры и различных тренажеров. Однако уже много лет ее специалисты создают многоцелевые БПЛА, которые используются для воздушного мониторинга земной поверхности в интересах различных ведомств. На аэрокосмическом салоне МАКС давно стоит отдельный павильон компании "Транзас", внутри которого с помощью тренажеров можно поуправлять самолетами, вертолетами, морскими судами, боевыми кораблями и портовыми кранами, а снаружи на каждом МАКСе выставляются новые весьма симпатичные образцы беспилотников.

    Также на салоне МАКС постоянно участвует казанское предприятие "ОКБ Сокол". Оно традиционно специализируется на разработке беспилотных мишений, имитирующих самые различные воздушные цели, которые должны на учениях отслеживать и уничтожать войска ПВО. Надо сказать, что еще с советских времен беспилотные мишени отечественного производства считались одними из лучших в мире, так как полностью воспроизводили все поля, которые имел имитируемый ими летательный аппарат - будь то бомбардировщик, высотный самолет-разведчик, истребитель или крылатая ракета. Поэтому-то для казанцев создать не просто тяжелый БПЛА, а многоцелевой беспилотный комплекс - задача вполне решаемая. При этом, учитывая опыт работы над мишенями, они могут добиться того, что демаскирующие поля и, так называемая, эффективная отражающая поверхность их "дронов" будет минимальной.

    Своеобразной гарантией, что отечественные БПЛА окажутся очень высокого уровня даже по мировым меркам, и будут созданы достаточно оперативно, служит то, что питерцы и казанцы не ушли в непримиримую конфронтацию, а уже договорились о стратегическом сотрудничестве. Казань займется проектированием тяжелых беспилотников и оптимизацией уже существующих легких, а Питер сосредоточится на авионике БПЛА - системах управления аппаратами, управлении оружием, навигации, создании других систем, связанных именно с радиоэлектроникой и оптикой борта. Тяжелые беспилотники могут использоваться в качестве стратегических высотных разведывательных аппаратов и в качестве беспилотных ударных комплексов.

    Как сообщается, работы по созданию обоих комплексов возглавит бывший генконструктор ОКБ им. А.С. Яковлева Николай Долженков. Кстати, именно Долженков создал ДПЛА "Пчела", который активно использовался во время проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе. Этот аппарат показал себя хорошо, но по каким-то причинам в армию широко внедрен не был. Теперь опыт создания и эксплуатации "Пчелы" будет реализован на качественно новом уровне.

    Интрига прошедшего конкурса в том, что проиграл в нем концерн "Вега" - давно определенный самим Минобороны в качестве основного разработчика и интегратора всех идей, касающихся беспилотников. Никаких комментариев по этому поводу руководство концерна не дает.

    Поделиться