В Хабаровске в пятый раз прошел Дальневосточный международный экономический форум (ДМЭФ). По словам заместителя председателя Госдумы Валерия Язева, эти мероприятия зарекомендовали себя авторитетными площадками по выработке механизмов реализации государственных задач на Востоке России. "ДМЭФ носит более прикладной характер, чем подобные события во многих других субъектах Федерации, - считает губернатор Еврейской автономии Александр Винников. - К примеру, в результате обсуждения на прошлых форумах появился мощный инвестиционный проект создания в Амурской и Еврейской областях железорудного кластера". Кстати, в конце сентября началось строительство Кимкано-Сутарского ГОКа - первого звена этого кластера.
Форум проходил под девизом "Дальневосточные приоритеты в Стратегии-2020". Но, как констатировал губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, основное внимание уделялось "не только и не столько долгосрочным перспективам, сколько задачам предстоящих пяти-шести лет, поскольку на первый план выходят конкретные механизмы поддержки развития Дальнего Востока".
В частности, правительство России разрабатывает новую госпрограмму, которая должна объединить в один документ ранее действовавшие ФЦП по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона. "В госпрограмму интегрируются основные инструменты развития, хорошо зарекомендовавшие себя ранее и в рамках которых государство стабильно наращивало инвестиционную активность на Востоке", - заявил заместитель министра регионального развития РФ Роман Панов. Например, в регионе успешно реализуются общегосударственные проекты при финансировании Инвестиционного фонда. Общая их стоимость - 174,9 миллиарда рублей, из них 49,5 миллиарда - средства фонда, а 125,4 - деньги частных инвесторов.
Заместитель полпреда президента РФ в ДФО Александр Левинталь отметил, что благодаря строительству трассы Чита - Хабаровск, объектов саммита АТЭС в Приморье, модернизации железнодорожных магистралей на территорию округа привлечены большие финансовые ресурсы, "но без создания особых условий трудно рассчитывать, что инвестиции и в будущем будут приходить в таком же объеме". Экономическое развитие восточных территорий традиционно тормозят слабая логистика и дорогая энергетика. Помимо этого росту промышленности и модернизации производства препятствует существующая законодательная база. По мнению большинства выступавших на форуме, в регионе должны быть реализованы особые меры государственной поддержки в области налогового, таможенного, инвестиционного и тарифного регулирования. "Меры по созданию особых условий для Дальнего Востока необходимо оценивать не как потери для бюджета страны, а как приобретение экономической устойчивости этой территории", - сказал Левинталь.