В России развит бизнес сырья и услуг, а вот успехи в бизнесе инноваций пока можно пересчитать по пальцам. В то же время перед нами примеры таких стран, как Южная Корея и Тайвань, которые смогли поднять высокотехнологичный сектор экономики, не имея и тысячной доли тех натуральных ресурсов, которыми располагаем мы. Становится ясно, что дело не в недостаточности вливаний в развитие отрасли, а в отсутствии целостной и последовательной государственной стратегии развития технологичных отраслей.
Посмотрим, как устроена мировая "экономика знаний": основу производственной цепочки любой отрасли составляет микроэлектроника (микрочипы), определяющая конкурентоспособность и безопасность электронных устройств и готовой техники, в стоимости электронных устройств микрочипы в среднем составляют до 20%, и эта доля растет. Очевидно, что большая часть других отраслей неспособна работать без микроэлектроники.
Современного человека постоянно окружает 2-3 сотни микрочипов - телефон, компьютер, банковская карта, персональные медицинские устройства, часы и т.д. Сегодня ни одна отрасль в мире не способна влиять на обороноспособность страны и уровень жизни ее граждан так, как микроэлектроника. По оценкам глобальной ассоциации SEMI, примерно 90% инноваций совершается благодаря достижениям микро- и наноэлектроники.
Крупные государства четко осознают значение микроэлектроники и поддерживают собственных производителей через налоговое и тарифное регулирование, развитие рынков сбыта, преференции в госзакупках, подготовку кадров и т.п. Истории Китайского экономического чуда, развития "хайтека" в Корее и Тайване, антикризисных мер в Евросоюзе показывают, насколько важно взвешенное участие государства в судьбе собственного производства микроэлектроники. Что же делается у нас в стране для развития этой отрасли? С одной стороны, силами частного бизнеса осваивается производство чипов по самым распространенным в мире технологиям уровня 180-90 нм (на эти уровни приходится 17% мирового выпуска микрочипов). С другой стороны, с точки зрения экономического регулирования не делается практически ничего. И на сегодня Россия является единственной страной, которая никак не защищает собственную микроэлектронику, в результате чего открывать офисы продаж импортных микрочипов у нас выгоднее, чем локализовывать производство.
Возьмем, например, наиболее заметные инновационные проекты, запущенные в России в последние годы. Электронное правительство, биометрический паспорт, навигация ГЛОНАСС, цифровое телевидение и связь, универсальная электронная карта, использование бесконтактных карт оплаты проезда - это только те основные проекты, которые на слуху, и все они требуют потребления большого количества чипов последних поколений. Но сейчас доля чипов made in Russia составляет не более 10% от всего потребления микроэлектроники в России, и на это есть множество причин, но выделю две из них.
Первая - отечественная микроэлектроника, некогда третья в мире после США и Японии, только набирает обороты после разрушительных 90-х, и самые современные чипы в стране будут выпускаться с топологическим уровнем 90 нм. Ввод этой линии на "Микроне" в коммерческую эксплуатацию намечен на ноябрь-декабрь 2011-го и позволит нам войти в число 10 стран, обладающих технологией такого уровня. Параллельно с производством микрочипов необходимо развивать и науку, и конструкторские команды, и производство готовой техники. Частному бизнесу в условиях открытого рынка не набрать критической массы, и только государство способно обеспечить комплексное развитие отрасли: вокруг микроэлектронных производств формируются технологические экосистемы, включающие сотни малых и средних предприятий (проектирование, материаловедение, оборудование, аналитические исследования и т.д.). Именно по такой взаимосвязанной модели развивается высокотехнологичный сектор экономики.
Вторая причина заключается в том, что большая часть техники завозится в Россию в готовом виде: технологии, оборудование, рабочие места и добавленная стоимость - все это остается в других государствах. Не защищая собственных производителей, мы просто "подкармливаем" их зарубежных конкурентов, делая их сильнее. Под "защитой" я не имею в виду таможенные пошлины, требуется более "умелое" регулирование: госпроекты, создающие внутренний спрос на микрочипы, особые экономические зоны, локализация поставщиков, - мировые практики дают нам множество успешных примеров таких стимулирующих мер.
Каждая страна выбирает свои направления для расширения спроса на высокотехнологичную продукцию локализованных производителей: в Европе поддерживаются так называемые "зеленые технологии", в Азии - внутренние стандарты связи и телевидения. В России есть целый ряд очень перспективных сегментов, где может использоваться собственная компонентная база: автомобиле- и авиастроение, промышленная электроника, навигация, контрольно-измерительные приборы, электронные документы, бесконтактные карты и метки. Как я уже отметил выше, мы получили доступ к современным технологиям, благодаря чему можем выйти на новые рынки - как отечественные, так и экспортные. Создано около четырех сотен рабочих мест, появляется тонкая прослойка инженеров, умеющих работать с современными технологиями и оборудованием, поэтому сейчас важно не останавливаться и продолжать поступательное движение. Прежде всего речь о государственном стимулировании спроса и предоставлении экономических стимулов, аналогичных действующим в мировых технопарках, а также о частно-государственном партнерстве в области создания центров проектирования, лабораторий и производственной площадки следующего поколения с технологическим уровнем 65 нм и выше.
Имея ясную стратегию государства в области производства наноэлектроники, мы можем занять свое место в очень важном сегменте глобального рынка. К сожалению, программа господдержки микроэлектроники по прежнему не принята, и сегодня мы находимся в условиях открытой конкуренции с мировыми производителями, которые давно и успешно пользуются внутренними преференциями своих стран.