Спор о дальнейшей судьбе Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не окончен. Заслуги закона неоспоримы. Он принципиально изменил систему госзаказа и создал основы конкурентной среды в этой сфере, которая до этого практически отсутствовала. Это позволило обеспечивать закупки на качественно ином уровне, а также сэкономить для бюджета за пять лет (2006-2010 гг.) более 1 трлн 132 млрд руб., которые были направлены на закупку дополнительного медицинского оборудования, лекарств, строительство инфраструктуры.
Вместе с тем закон не решает целый ряд проблем. О возможных путях их решения, о совершенствовании законодательства в этой сфере "РБГ" рассказал начальник управления контроля размещения госзаказа Федеральной антимонопольной службы Михаил Евраев.
- В чем главные заслуги 94-ФЗ?
- Я думаю, что благодаря 94-ФЗ многие заказчики вообще стали думать о том, что и зачем они покупают, потому что теперь им приходится досконально формулировать свое техническое задание к закупаемым товарам, работам, услугам.
Благодаря общероссийскому порталу появился общественный контроль, на который до 94-ФЗ даже намека не было. Введены электронные аукционы как эффективное лекарство от сговора и инструмент достижения конкурентной среды при заранее заданном качестве, и теперь все предприниматели страны встречаются всего на пяти площадках, а следовательно, мы получаем высокую ликвидность торгов. Сейчас на площадках работают уже более 130 тысяч компаний. Фактически в сфере госзаказа создано единое экономическое пространство.
Кроме того, сделан значительный технологический прорыв, поскольку работа с Интернетом и использование ЭЦП пришли практически в каждый поселок. Мы даже один из наших слайдов концепции по совершенствованию системы госзаказа назвали "94-ФЗ - как проект по модернизации экономики страны". Несколько громко, конечно, но по существу ведь так оно и есть.
94-ФЗ установил процедуру обжалования, и предприниматели могут защитить свои права всего за пять рабочих дней, чего даже близко нет ни в одной другой сфере экономики нашей страны.
Следующим шагом необходимо вывести в прозрачную плоскость стадию исполнения контракта, поскольку если процедура отбора исполнителя проведена качественно, а в ряде случаев результат не достигнут, это не значит, что процедуру надо из закона выкинуть. Это значит, что необходимо процедуру отбора дополнить другими элементами - планированием, порядком определения корректной начальной цены контракта, поэтапной приемкой продукции, анализом полученных результатов.
Также в 94-ФЗ был установлен запрет на выставление произвольных требований к участникам и введен принцип твердой цены контракта, благодаря которому у нас перестала необузданно расти их стоимость.
И это далеко не полный перечень законодательных новелл, введенных законом. Конечно, были и ошибки, но в целом за прошедшие 6 лет с момента принятия 94-ФЗ мы просто уже привыкли к нормам, которые создают основы для конкурентной среды, и нам кажется дикостью, что может быть по-другому. Но уровень лоббизма в сфере госзаказа всегда настолько высок, что мы незаметно для себя можем вернуться в наше недавнее прошлое.
- В чем состоят основные предложения ФАС России по совершенствованию законодательства о размещении госзаказа?
- Я бы условно разделил наши предложения на два составляющих блока. В первой части они направлены на построение комплексной системы госзаказа. А вторая часть предложений решает имеющиеся на сегодняшний день проблемы, в т.ч. в различных отраслевых сферах госзаказа.
- Давайте начнем с предложений по построению комплексной системы госзаказа.
- Кроме введения для каждого заказчика обязательности размещения на общероссийском портале планов закупок мы считаем необходимым переход к централизации системы госзаказа в нашей стране. У нас около 210 тыс. заказчиков, а должно быть не более 2-3 тыс. уполномоченных органов, через которые и должно осуществляться размещение заказов, т.к. мы не можем сосредоточить у каждого заказчика профессионалов, которые бы прекрасно разбирались в товарах, работах и услугах, да еще вдобавок и в нормах конкурентного законодательства.
Также предусматривается, что правительством будут установлены определенные ограничения по закупке товаров премиум-класса. Эти ограничения могут быть установлены как по стоимости закупаемой продукции, так и по определенным техническим характеристикам.
- Какие еще законодательные новеллы вы считаете необходимыми?
- Например, введение быстрой процедуры расторжения контрактов при их неисполнении или ненадлежащем исполнении. Причем особенностью данной процедуры является не только возможность при возникновении серьезных проблем быстро расторгнуть контракт - всего за 10 дней, но и то, что сделать это смогут, обратившись в комиссию по расторжению контрактов, не только заказчики, но и предприниматели.
Для заказчиков это быстрая замена недобросовестного исполнителя по контракту на того, кто занял следующее место на торгах. А для предпринимателя это защита от произвола, возможного административного давления со стороны заказчиков и органов власти на него, а также основание взыскать с заказчиков как штрафные санкции, так и убытки.
Кроме того, мы подготовили детальную регламентацию приемки продукции и ответственности поставщиков за качественное исполнение контрактов, а также вопросов реализации финансового обеспечения. При этом мы сделали первый шаг в направлении сбалансированности ответственности заказчиков и предпринимателей, чтобы у нас не возникали ситуации, когда за каждый "чих" с предпринимателя требуют несоразмерные санкции.
Также мы предлагаем создание централизованных реестров поручителей, поручительств и банковских гарантий, которые будут размещены на общероссийском портале. Если компания хочет выступать поручителем, она проходит централизованную проверку в течение 10 дней и включается в реестр поручителей. Заказчику не надо будет изучать бухгалтерские балансы и думать о подлинности предоставленного финансового обеспечения. Это не только упростит всем жизнь, но и исключит мошенничество в данной сфере. Кроме того, если реализовать данное предложение, все выданные банковские гарантии и поручительства смогут приниматься заказчиками только если они включены в специальные реестры на общероссийском портале, где также должен вестись их автоматический учет, что исключит превышение поручителем установленного в законе лимита выдаваемых поручительств.
- А каким образом можно реализовать вашу идею о платности за необоснованные жалобы?
- Мы предлагаем предусмотреть возможность подачи жалобы двумя способами. Первый - в электронной форме через электронную площадку с одновременной блокировкой денег участника на счете площадки и автоматической их разблокировкой и возвратом на счет предпринимателя в случае признания жалобы обоснованной или частично обоснованной. Второй способ - подать жалобу в письменной форме с перечислением денег платежным поручением и возвратом их из бюджета в случае, если доводы жалобы полностью или частично подтвердятся.
Предполагаемый нами размер пошлины - 0,1% от начальной цены контракта, но не менее 2 и не более 50 тыс. руб.
Данная система позволит, во-первых, подавать жалобы в электронной форме, что сейчас сделать невозможно, потому что любой человек сможет тогда отправить 10 тысяч "спам-жалоб", парализовав работу всех заказчиков страны. А во-вторых, заставит многих задуматься перед тем, как отправить жалобу, есть у них основания для этого или нет.
- А что вы предлагаете с точки зрения совершенствования процедур?
- Надо отменить запрос котировок, который является процедурой конкурентной, но коррупционной. В последний момент можно положить заявку аффилированного с заказчиком лица на 1 коп. дешевле и выиграть. Запрос котировок необходимо заменить на аналогичный по срокам существенно усовершенствованный короткий электронный аукцион. Вся процедура в совокупности от момента размещения извещения до момента заключения контракта займет не 23 дня, как сейчас, а 13-14 дней.
Если это предложение реализовать, у заказчиков появится быстрая процедура электронного аукциона на все закупки до 7 млн руб. в отличие от нынешнего запроса котировок, который можно проводить только до 500 тыс. руб. В первую очередь сокращение сроков нам удалось осуществить за счет переноса рассмотрения первой части заявок одновременно со второй частью после проведения электронного аукциона.
Кроме того, включать в реестр недобросовестных поставщиков надо не только юридические лица, но и их руководителей, что исключит подачу заявок от этих лиц от имени других компаний.
Также необходимо существенно расширить возможности заказчиков по проведению торгов за единицу продукции (медицинские услуги, закупки лекарств и т.д.), а в реестр контрактов вносить не только сведения о контрактах, но и сами контракты, акты сдачи-приемки, информацию об оплате.
Мы предлагаем при начальной цене контракта более 10 млн руб. предоставить заказчикам право по многим видам продукции выставлять требования к участникам, аналогичные требованиям по строительству о необходимости исполнения контрактов в данной сфере за последние 5 лет.
Необходимо принципиально изменить порядок допуска предпринимателей к торгам на работы и услуги. Сейчас некоторые заказчики специально устанавливают для предпринимателей определенные "ловушки". Участник размещения заказа в своей заявке указывает в соответствии с требованиями заказчика множество параметров своего предложения, в результате оказывается, что он в одном из мест формально что-то указал не так и его за это отклоняют по формальным причинам. И таким образом сейчас по этой причине заказчики имеют возможности отклонить заявки многих компаний.
Мы предлагаем исключить такие "ловушки" путем того, что если компания приходит на размещение заказов на работы или услуги, ей не нужно заполнять никакие "простыни" в своей заявке, ей нужно просто дать согласие без указания каких-либо параметров соответствия или эквивалентности. А при исполнении контракта компания должна будет, естественно, сделать все в соответствии с требованиями заказчика. Это серьезное новшество по защите предпринимателей от формальных, не имеющих значения ошибок и таких "ловушек".
- В чем на сегодня принципиальные разногласия с Минэкономразвития России?
- В идеологии. Нам говорят, что не важен процесс, главное - результат. Тогда, если из этого исходить, то неважно - дают взятки или не дают, берут откаты или не берут, только свои участвуют в госзаказе или нет. Исполнили хорошо контракт - и слава богу, а как подрядчик отбирался - не важно. Мы с таким подходом согласиться не можем.
Важен ведь не только результат, но и процесс - кто был допущен к торгам, как отбирался победитель, менялись ли потом условия контракта и т.д. В совокупности это и создает конкурентную среду, а также минимизирует коррупцию.
А в ином случае в госзаказе будут принимать участие только "свои" компании, ведь нам предлагается дать возможность заказчику устанавливать любые требования к участникам (т.е. появляется возможность просто описать "аффилированную" компанию, таким образом исключив остальных), сделать конкурс с субъективной оценкой заказчика главной процедурой торгов, произвольно менять условия контракта и многое другое.
Законопроект минэкономразвития, к сожалению, ничего нового нам не предлагает, зато может породить множество злоупотреблений как со стороны заказчиков, так и контролирующих и правоохранительных органов. Как мы можем с этим согласиться?
Сегодня на госзаказ может прийти любая компания, которая удовлетворяет требованиям законодательства, и если она выигрывает и представляет финансовое обеспечение, то с ней в обязательном порядке заключается контракт. И таким образом мы исключаем ситуации, когда должностное лицо заказчика скажет: "А я просто с вами работать не хочу". Такого допустить нельзя. Госзаказ - это более 5 трлн руб., и непрозрачность и коррупция в этой сфере - это непрозрачность и коррупция во всей экономике страны.