Согласно закону о медиации, профессиональные медиаторы могут объединяться в саморегулируемые организации (СРО). Такой подход можно назвать золотой серединой, которая поможет сохранить баланс интересов внутри профессионального сообщества и полностью соответствовать одному из основных принципов медиации - добровольности.
Приведем несколько примеров.
Уже сегодня, общаясь с клиентами при оказании медиативных услуг, на этапе подготовки к проведению процедуры медиации, мы часто слышим вопрос: а кто осуществляет контроль качества работы медиаторов? Закон о медиации обязывает любого провайдера медиативных услуг иметь соответствующие правила проведения процедуры медиации. Клиенты - потенциальные пользователи медиации заинтересованы в наличии независимой структуры, которая могла бы гарантировать качество услуг, подтвердить репутацию организации-провайдера или отдельного медиатора.
На сайтах некоторых российских судов и юридических компаний уже сегодня можно встретить списки организаций и индивидуальных медиаторов, оказывающих услуги в сфере медиации, разрешения споров. Как простому человеку, который не обладает специальными знаниями, да и к тому же находится в ситуации конфликта, разобраться, к кому можно обратиться за помощью до того, как "запускать" судебный процесс? Обращение к медиатору - это легитимный (законный) способ досудебного урегулирования споров, а вот кто даст гарантии, что такой посредник либо "примиритель" при суде работает на законных основаниях и является профессионалом своего дела? Вывод один: должны быть некие общие стандарты и правила, на которые можно опереться при выборе медиатора.
Это одна из задач, которую и призваны решать СРО медиаторов.
Общие требования к СРО медиаторов прописаны в Федеральном законе N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", а закон о медиации устанавливает специальные правила. Для вступления в СРО необходимо соответствовать требованиям, предъявляемым к представителям данной профессии или организациям, если речь идет о провайдере. Одним из главных критериев является профессиональная компетентность.
Министерство образования и науки РФ в соответствии с положениями закона о медиации в марте этого года утвердило Программу подготовки медиаторов. Данная программа призвана задать минимальные требования к профессиональной подготовке медиаторов, в том числе потенциальных членов СРО.
Нельзя не отметить, что после вступления в силу закона о медиации и утверждения Программы подготовки медиаторов медиация стала модным направлением. В стране как грибы после дождя "вырастают" службы медиации, организации, предлагающие обучение медиации и пр. Как будущему медиатору определиться, где лучше учиться, а потенциальному потребителю медиативных услуг выбрать провайдера, способного помочь эффективно урегулировать спор?
На данный момент при выполнении определенных формальных требований многие организации могут вести медиативную или образовательную деятельность совершенно легально. Но качество таких услуг смогут определить лишь сами потребители, для этого они должны быть информированы о сути процедуры медиации.
Одна из функций СРО медиаторов - провести отбор среди существующих на рынке организаций и определить те, качество услуг которых СРО могут гарантировать и, соответственно, за которые они будут отвечать. А самое главное требование - это следование правилам профессиональной этики. Ведь СРО принимают на себя часть государственных полномочий - как по регулированию деятельности в своей отрасли, так и по контролю за качеством услуг. Но самое главное - СРО в определенной степени отвечают перед гражданами - пользователями медиации за качество медиативных услуг, предоставляемых ее членами.
СРО возьмут на себя и информационно-просветительскую работу, чтобы потенциальные пользователи медиации, а к ним относится буквально каждый гражданин, имели возможность узнать о медиации, познакомиться с сутью и преимуществами нового подхода. Чтобы у потребителя было понимание правил и принципов, по которым проводится процедура медиации, и чтобы он был способен сделать правильный выбор в пользу и самого процесса медиации, и провайдера услуги, и, наконец, самого медиатора.
Первый шаг на пути объединения профессионалов уже сделан. Создано Некоммерческое партнерство "Национальная организация медиаторов" (НП "НОМ"). Его учредителями выступили Ассоциация юристов России, Торгово-промышленная палата России, Союз промышленников и предпринимателей и Научно-методический центр медиации и права.
Следующий шаг - придание этой структуре статуса СРО. Это, бесспорно, потребует времени, прежде всего на то, чтобы появились организации - провайдеры медиации и индивидуальные профессиональные медиаторы, которые смогут реально претендовать на вступление в СРО.
В любой профессиональной деятельности необходимо наличие общей "площадки", в рамках которой представители профессионального сообщества могут обмениваться мнениями, опытом, вырабатывать согласованные правила взаимодействия, формировать единую стратегию развития, формировать консолидированное мнение для взаимодействия с внешним миром, в том числе с властными структурами. СРО позволяют решить такие задачи. Сегодня важно не "плодить" огромное количество медиаторов, а добиться того, чтобы медиаторы, которые придут на рынок, были компетентны, профессиональны, следовали канонам профессиональной этики, а медиация была востребована.
Нам часто задают вопрос: что дает медиация предпринимательским отношениям, деловым связям?
В первую очередь позволяет сохранять контроль над принятием решения и вырабатывать решения, отвечающие интересам и потребностям самих сторон спора. При этом разрешать споры, не отдаваясь на милость государственной власти, минимизировать коррупционные и репутационные риски и строить отношения, глядя в будущее, а не сжигая мосты.
Бизнес-сообществу, после того как ему будет предоставлена возможность выбирать медиаторов, уже подготовленных в соответствии с требованиями программы, утвержденной правительством, и состоящих в СРО, дается больше гарантий, что человек, который будет им помогать в урегулировании конфликта, имеет на это право и обладает достаточной компетентностью. Чем больше граждане, а особенно предприниматели будут обращаться к медиации, тем меньше будет причин для коррупции в российском обществе и тем больше будет возможности держать судьбу бизнеса и свою собственную в своих руках.